Большая биографическая энциклопедия - нежданова антонина васильевна
Нежданова антонина васильевна
[4(16). 4.1873, д. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы — 26.6.1950, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами). С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883—91 училась в одесской Мариинской гимназии (в 1885 одновременно обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще), по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. В этот период посещала оперные спектакли с участием М. и Н. Фигнеров, Л. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани. Нек-рое время брала уроки пения у С. Рубинштейн, выступала в благотворительных концертах, на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Пению обучалась в 1899—1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью. В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах, где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова. Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры. Впервые на оперной сцене выступила 16 апр. 1900 в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки", консерваторский спектакль, Большой т-р). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию. В 1902—34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды). Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до Фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией. Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко). Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова — своего постоянного партнера, Ф. Шаляпина (в партиях Розины — "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты — "Фауст"), К. Станиславского. В ее обширный и разнообразный (лирич., романтич., комич., сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 — зарубеж.
1-я исп. партий — Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич"), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Герды ("Оле из Нордланда"), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Шемаханской царицы ("Золотой петушок"), Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Лейлы ("Искатели жемчуга"), Манон ("Манон"); на рус. сцене — Утраты ("Зимняя сказка"). Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова, Снегурочка (1907, в работе над партией помогали режиссеры В. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста", 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин ее творчества), Царевна Лебедь (1913), Джильда, Лакме (партию готовила с М. Ван Зандт), Виолетта (сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема", работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Эльза ("Лоэнгрин", в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов").
Др. партии: Ольга ("Русалка"), Татьяна, Царица ночи, Констанца, Микаэла, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Офелия, Филина, Маргарита Валуа, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, М. Максаков, С. Мигай, Н. Озеров, В. Петров. Пела п/у И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука.
Н. была также замечательной камерной певицей. Постоянно выступала в симф. концертах в Москве (с 1902) и Петербурге (с 1907), где пела п/у Сафонова (1905, 1917), С. Кусевицкого (1910, 1919), Э. Купера (1911); была одной из первых участниц "Исторических концертов" в Москве п/у С. Василенко. В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки. Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в ее камерных выступлениях был Н. Голованов. С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков. Киев. Саратов, Казань, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт). После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио. Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.
Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы включал св. 700 произв. В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ"), М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С Василенко (1-я исп. цикла "М аорийские песн и", 11 февр. 1917), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (рус., укр., белорус., тат., чеш., нем., испан., норвеж., франц.).
В 1936 (янв. — май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с дек. того же года по май 1941 и в 1943 — в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского. В 1943—45 и 1947—50 проф. Моск. конс. Ученики: Р. Атакишев. А. Выспрева, Л. Гриценко, Г. Долидзе, В. Нечаев, А. Огнивцев.
Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Пред. жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.
Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате", "1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907, 1910—15); на первых дисках — в ансамбле с У. Мазетти.
Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями. Гос. премия СССР (1943).
Имеется портрет певицы худож. Ф. Захарова (1951).
В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы. Ее именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет (1952). В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с ее портретом. В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова".