Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - обухова надежда андреевна

Обухова надежда андреевна

[22.2(6.3). 1886, Москва — 14.8.1961, Феодосия, похоронена в Москве] — арт. оперы (меццо-сопрано) и камерная певица. Нар. арт. СССР (1937). Род в дворянской семье (ее предок — поэт Е. Баратынский). С детских лет обучалась игре на ф-п. под рук. деда — А. Мазараки, друга братьев Рубинштейн. 1899—1905 жила в Ницце, в Монте-Карло здесь впервые услышала Ф. Шаляпина). С 1901 брала уроки пения у Э. Липман, ученицы П. Виардо. В 1905 вернулась в Москву, где через год поступила в конс. (кл. У. Мазетти), занималась также по ф-п. у А. Гедике, посещала уроки танца и пластики у арт. Большого т-ра Бек; сцен. мастерство проходила под рук. А. Секар-Рожан-ского. В 1908 из-за болезни горла вновь уехала на лечение в Италию (Капри, Неаполь, Сорренто), где разучила многие неаполитанские песни на итал. яз. Вернувшись в Москву в 1910, продолжила занятия в конс., которую окончила в 1912 и начала выступать как конц. певица в Москве, Петербурге и провинции. В период первой мировой войны два года работала медсестрой в госпитале. В 1914—15 возобновила занятия с Мазетти. В 1916—43 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Полины — "Пиковая дама"). Обладала гибким, ровным во всех регистрах, редким по красоте голосом большого диапазона (от нижнего соль до верхнего си-бемоль, что позволяло певице исп. контральтовые и меццо-сопрановые партии) и теплого "бархатного" тембра. Исп. отличалось совершенством вокального мастерства, драм. выразительностью, богатством тембральных красок, артистизмом и поэтичностью. Репертуар включал 22 партии, из к-рых 13 партий в операх рус. композиторов.

1-я исп. в Большом т-ре партий: Кащеевны ("Кащей бессмертный"), Клариче ("Любовь к трем апельсинам"), Далилы ("Самсон и Далила"). Лучшие партии: Любаша ("Царская невеста", впервые выступила в этой роли 18 ноября 1916; исп. ее св. 20 лет), Любава (1916), Марфа ("Хованщина", 1928), Кармен (1930, считалась одной из лучших исп. на рус. сцене; в этой роли танцы были поставлены балериной М. Рейзен, сцен. подготовка режиссера А. Петровского). Др. партии: Марина Мнишек, Кончаковна, Ткачиха, Весна-красна, Ганна ("Майская ночь"), Ангел, Любовь; Амнерис, Эрда ("Золото Рейна"), Фрика ("Валькирия"). Партнеры: И. Алчевский, К. Антарова, А. Боначич, К. Держинская, И. Козловский, С. Мигай, М. Д. Михайлов, А. Нежданова, В. Р. Петров, А. С. Пирогов, В. Политковский, М. Рейзен, Л. Савранский, Е. Степанова. С дирижерами У. Авранеком, Э. Купером и В. Суком, к-рых певица считала своими худож. наставниками, подготовила ряд основных партий — Марфы ("Хованщины"), Полины ("Пиковая дама"), Любаши ("Царская невеста"), Любавы, Кащеевны, Амнерис, Далилы, Фрики ("Валькирия"). Пела также п/у Н. Голованова, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, С. Самосуда. Работала с режиссерами П. Олениным, Л. Баратовым, А. Диким, И. Лапицким, В. Лосским, П. Олениным, В. Шкафером.

О. была также выдающейся камерной певицей. Конц. деят-сть арт. начала в 1912 (до 1917 часто выступала в пользу студенческих касс взаимопомощи), после Октябрьской революции принимала участие в концертах для рабочих и воинов Красной Армии. В 1937—38 гастролировала в Казани, Харькове, Минске, Саратове, Горьком, Иванове, Ярославле. В годы Великой Отечественной войны выступала в клубах, госпиталях, на радио. В 1940—50-х гг. камерное творчество в деят-сти О. становятся преобладающими. Камерный репертуар певицы насчитывал ок. 300 произв.: рус. бытовые и классич. романсы, арии, романсы и дуэты зарубеж. композиторов (исп. на яз. оригинала), романсы и песни сов. композиторов (Д. Шостаковича, Р. Глиэра, М. Блантера, И. Дунаевского), рус. и неаполитан. нар. песни. С большим мастерством исп. романсы А. Варламова ("Красный сарафан"), А. Гурилева ("Матушка-голубушка"), П. Булахова ("Не пробуждай воспоминанья" и рус. нар. песни ("Скучно, матушка", "Степь да степь кругом", "Вечор ко мне, девице", "У зари-то, зореньки" и др.). Особое место в репертуаре О. занимали романсы М. Глинки ("Сомнение"), А. Даргомыжского ("Я все еще его, безумная, люблю", Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова ("В молчанье ночи тайной"), П. Чайковского (в 1932 подготовила программу, целиком посвященную его вокальной лирике), вокальные сочинения Ф. Шуберта (исп. "Двойника", по признанию критики, "одно из вершинных достижений" певицы), Р. Шумана, И. Брамса, Р. Леонкавалло. Принимала участие в симф. концертах. Исп. сольные партии в финалах 9-й симфонии Л. Бетховена (п/у О. Клемперера, О. Фрида, А. Коутса, Э. Купера, Н. Голованова) и 1-й симфонии A. Скрябина (п/у С. Кусевицкого), в Реквиеме B. А. Моцарта. Выступала в ансамбле с пианистами М. Сахаровым (с 1926), О. Бошняковичем (с 1958), арфисткой К. Эрдели. Последнее конц. выступление певицы состоялось 26 июня 1961 в Москве. Искусство певицы высоко ценили М. Горький, Т. Шепкина-Куперник (посвятила певице ряд стихотворений, в т. ч. "Старинный вальс", "Пылает мир в огне") Г. Нейгауз.

С 1947 в течение неск. лет была членом жюри конкурсов вокалистов.

Записывалась на грампластинки в (1950-х гг.); альбом из пяти долгоиграющих пластинок ("Мелодия", 1968).

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1951, 1961), медалями. Гос. премия СССР (1943).

Имеется неск. портретов певицы, в т. ч. худож. М. Нестерова в роли Марфы (акварель, 1942).

В 1969 в Ленинграде создана Квартира-музей Н. Обуховой.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое обухова надежда андреевна
Значение слова обухова надежда андреевна
Что означает обухова надежда андреевна
Толкование слова обухова надежда андреевна
Определение термина обухова надежда андреевна
obuhova nadezhda andreevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):