Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ольденбург сергей федорович

Ольденбург сергей федорович

— известный индианист. Происходит из старинного мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре. Род. в 1863 г. в Забайкалье. Окончив курс в варшавской гимназии, поступил на восточный факультет спб. университета, где очень скоро определились его научные стремления под влиянием чтений И. П. Минаева. Получив степень кандидата за диссертацию: "Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Māgadhi", он был оставлен при университете по кафедре санскритской словесности. В 1887 г. был командирован за границу и работал в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом над буддийскими рукописями. В 1889 г. был допущен к чтению лекций в качестве приват-доцента. Вскоре, за болезнью И. П. Минаева, ему поручено было чтение обязательных курсов. В 1895 г. защитил в петербургском университете диссертацию на степень магистра санскритской словесности: "Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpāvadāna. Jātakamālā" (СПб., 1894) и был назначен профессором. Не мирясь с крайне стеснительными условиями университетской жизни того времени, О. в 1899 г. оставил университет. В 1900 г. был избран академиком и с 1905 г. состоит непременным секретарем академии наук. В своих, большей частью не обширных по объему, но многочисленных научных трудах, О. обнаруживает широкую эрудицию и многосторонность научных интересов; религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западная литературы составляют главное содержание его работ, число которых превышает 60. Вслед за Минаевым, О. особенно ревностно занимается изучением северного буддизма, перешедшего в Тибет и Китай, и литературными его памятниками. Особо важное значение в этой области имеет предпринятое им, при участии некоторых европейских ученых (Bendall, Finot, Speijer), издание буддийских литературных памятников (с примечаниями): "Bibliotheca Buddhica", первые выпуски которого вышли под его редакцией. Находки древнеиндийских рукописей в Кашгарии и других областях средней Азии привлекли его внимание к индийской палеографии; ему принадлежит чрезвычайно удачная дешифровка упомянутых рукописей. Довольно много внимания О. уделял и вопросам сравнительной истории литературы, останавливаясь главным образом на исследовании влияния восточных литератур на средневековую европейскую. В изучении сказочного эпоса Индии он исходил из мысли, что окончательное суждение о переходе индийских мотивов в другие литературы должно быть отложено до выяснения взаимных отношений разных индийских сборников сказок между собой, при чем нельзя игнорировать заимствования из брахманской литературы, на существование которых в северно-буддийской литературе О. неоднократно указывал. В последнее время его внимание привлекла история буддийского искусства и новейшая история Тибета. Кроме научных трудов, печатавшихся преимущественно в изданиях академии наук, русского археологического общества (секретарем восточного отделения которого состоит О.), "Журнале Мин. Нар. Просв." и "Живой Старине", О. перевел с англ. и франц. несколько мелких рассказов, напечатанных в наших лучших журналах. С 1891 г. он приготовил к печати и издал ряд работ своего покойного учителя И. П. Минаева. Всегда принимал близкое участие в целом ряде общественных начинаний и организаций: был некоторое время секретарем комитета грамотности, членом комитета общества доставления средств высшим женским курсам (более 10 лет), одним из учредителей союза писателей, членом комитета литературного фонда и т. д. Печатные биографические сведения и список научных трудов О. (по 1896 г.) см. в "Биографическом словаре профессоров и преподавателей с.-петерб. унив. за 1869—1894 гг." (ч. II, стр. 78 — 80). Продолжение списка (по 1902—1903 гг.) см. в "Протоколах" Имп. акад. наук (изд. на правах рукописи) за 1900 и 1903 г.

С. Булич.

{Брокгауз}



Ольденбург, Сергей Федорович

[14(26)09.1863—28.02.1934] — востоковед, иранист, спец. в обл. буддийской культуры, текстологии, филос. Род. в с. Бян-кин Забайкальской обл. В 1881—1885 — студент санс-критско-персидского разряда ф-та Вост. языков Петерб. ун-та. С 1897 — экстраординарный проф. ф-та вост. языков Петерб. ун-та. В 1894 защищает магистерскую дисс. "Буддийские легенды", в к-рой дает аналитический обзор всей инд. литературы, относящейся к буддийским легендам, уделяя особое внимание джатакам (историям о прежних рождениях Будды). В 1897—1934 — ред. сер."Библиотека Буддика. Собрание буддийских текстов", в рамках к-рой было осуществлено на междунар. уровне изд. будд, соч., связанных с северным буддизмом. О. являлся выдающимся организатором науки. Он был Непременным (Ученым) секретарем, исполняющим обязанности вице-президента Росс. АН, а затем АН СССР (1904—1929), почетным чл. ряда заруб. Азиатских об-в, академий и др. науч. учреждений. Действ. чл. РАН (1908). О.-один из основателей росс. востоковедения как комплексной науки, объединившей деятельность ученых, занимавшихся узкими спец. обл. Он сыграл основополагающую роль и в формировании росс. буддологии, к-рую считал наукой, изучающей буддизм как единый филос.-религ. комплекс, в к-ром важную роль играют не только филос. и религ. догматика, но и нар., "популярные" пласты. Значителен вклад О. в развитие иранистики, в изучение и изд. памятников персидско-таджикской классич. литературы. Уже на начальном этапе индологич. иссл. О. обнаружил оригинальный подход к изучению нар. литературы и фольклора Индии. Такой подход был новаторским, т. к. в Европе объектом изучения были прежде всего ведийская и классич. санскритская литература. Он первым определил значимость будд, сказаний как ист. источника для изучения соц. и дух. жизни древнеинд. об-ва. Для трудов О. характерен последовательный историзм — с этой позиции О. подходил к изучению буддизма и его филос. текстов, нанеся тем самым значительный удар по филол. школе, рассматривавшей тексты вне соц.-ист. контекста. Вед. роль в индологич. иссл. О. играла центральноазиатская тематика, изучение будд, санскритских текстов и памятников искусства данного региона. В противоположность приверженцам южной, палийской традиции (Т.В.Рис-Дэвис и его стороннни-ки) О. придавал особое значение изучению санскритской литературы, письменных памятников буддизма махаяны, распространенного в странах Дальнего Востока и Центр. Азии. Обладая широким кругозором и эрудицией, О. занимался проблемами не только вост., но и зап. культуры. Как культуролог он считал чрезвычайно важным сравнительно-ист. анализ культур Востока и Запада.

Соч.: Буддийские легенды и буддизм // Записки Восточного отделения Русского археологического об-ва. Т.IX. 1896; Жизнь Будды, индийского учителя жизни: Лекция, читанная при открытии Первой Буддийской выставки в Петербурге 24 авг. 1919. Пг., 1919; Пещеры тысячи будд // Восток. Кн.1. Пг., 1922; Культура Индии. М.,

1991.

Е.С.Сафронова



Ольденбург, Сергей Федорович

Род. 1863, ум. 1934. Востоковед, специалист по фольклору, этнографии, искусству Востока, России и Западной Европы, по истории буддизма и востоковедения. Стоял у истоков отечественной индологической школы. С 1900 г. академик и с 1904 г. непременный секретарь Петербургской академии наук, с 1917 г. — действительный член РАН, с 1925 г. — АН СССР (1925—29 гг. непременный секретарь).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ольденбург сергей федорович
Значение слова ольденбург сергей федорович
Что означает ольденбург сергей федорович
Толкование слова ольденбург сергей федорович
Определение термина ольденбург сергей федорович
oldenburg sergey fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):