Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - оленина-д'альгейм мария алексеевна

Оленина-д'альгейм мария алексеевна

(урожд. Оленина; по мужу Д'Альгейм) [19.9(1.10). 1869, с. Истомине Рязан. губ. — 26.8.1970, Москва] — камерная певица (меццо-сопрано). Двоюродная сестра П. Оленина, сестра композитора А. Оленина. Род. в семье директора Строгановского худож. уч-ща. Пению в течение трех мес. обучалась в Петербурге у Ю. Платоновой. В 1886 в доме М. Балакирева познакомилась с П. Чайковским, Ц. Кюи, Н. Римским-Корсаковым, А. Лядовым, А. Глазуновым. На муз. вечерах исп. их вокальные произв., а также романсы А. Бородина и М. Мусоргского. Композиторы высоко оценили талант молодой певицы. С 1887, по совету В. Стасова и М. Балакирева, в течение года брала уроки пения у А. Молас. С 1891 совершенствовалась в пении в Париже у М. Бланшете. Услышав певицу, Ж. Массне предсказал ей блестящее будущее. В 1896 дебютировала как камерная певица в Париже и Брюсселе, здесь же вместе с мужем, франц. писателем и критиком П. Д'Альгеймом, организовала цикл лекций-концертов, посвященных М. Мусоргскому (ей аккомпанировал ученик Ф. Листа И. Ферстер). Мастерство арт. отметил бывший на одном из ее концертов в Париже К. Дебюсси (1901). С 1901 принимала активное участие в концертах моск. Кружка любителей рус. музыки, исп. романсы рус. композиторов, с особенной проникновенностью — вокальные произв. Мусоргского (циклы "Детская", "Без солнца" и ряд романсов). С большим успехом гастролировала с концертами: в 1913 и 1915 — Петербурге, Киеве, Саратове, Харькове, Н. Новгороде, Одессе, в 1910 — Париже, 1912 — Бельгии, в 1912 — Англии, Швейцарии. В 1914 выступила в моск. Опере С. Зимина в "Хованщине" и "Кармен" вместе с В. Дамаевым и В. Осиповым (сообщение об этом см.: Театр. 1914. № 1478. С. 6).

В 1908 вместе с мужем и певицей А. В. Та-расевич (урожд. Стенбок-Фермор) основала в Москве "Дом песни" для пропаганды камерной вокальной музыки (концерты, муз. лектории для широких масс, издание газеты и бюллетеня, 1910—11). В 1912 учредила "Общество песни", существовавшее до 1915. В 1918 из-за болезни мужа была вынуждена уехать из России и поселиться в Париже. Здесь также организовала "Дом песни" (концерты рус. классич. и нар. музыки, издание газеты, вечера с участием писателей В. Брюсова и А. Белого). Вела конц. и пед. деят-сть, гастролировала по городам Франции, Норвегии, пропагандируя творчество М. Мусоргского и др. рус. композиторов, в 1926 — в СССР (Москва, Ленинград). Последний концерт певицы состоялся в 1942 в Париже (исп. произв. Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Мусоргского). О.-А. была одной из выдающихся камерных певиц первой пол. XX в., создательницей рус. школы камерного исполнительства. Обладала гибким, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона, певческой культурой, артистичностью. Безупречная вокальная техника, игра тембров (от мягкого, "ласкающего" до "металлического"), тонкая фразировка позволяли певице создавать незабываемые вокальные миниатюры. "Она вскрикивала, шептала, изгибалась, жестикулировала; ее оригинальное русалочье лицо как зеркало отражало основные тоны передаваемого настроения... Оттого тот, кто только слышал, но не видел г-жу д'Альгейм, не мог получить полного, настоящего представления о передаче артистки" (Ю. Энгель)*. Ведущее место в огромном и разнообразном репертуаре певицы занимала рус. вокальная музыка; с большим мастерством она исп. также произв. И. С. Баха, И. Гайдна, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Берлиоза, Ф. Листа, X. Вольфа, Э. Грига, Ж. Бизе, М. Регера, романсы своих современников, с к-рыми была дружна, — К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка, рус., немец., австр., итал., франц. нар. песни (вокальные произв. исп. на яз. оригинала). Певице в разное время аккомпанировали Е. Богословский, Н. Буланже, А. Гольденвейзер, П. Ламм, А. Оленин, А. Корто, Н. Метнер (1-я исп. ряда его романсов). Искусство О.-А. высоко ценили М. Балакирев (посвятил певице романсы "Из-под таинственной холодной полумаски", "Шепот, робкое дыханье"), А. Оленин (посвятил ей романсы "Снилось мне небо лазурное", "Трагедия"), Л. Толстой, к-рому она пела в Ясной Поляне зимой 1903, А. Блок, Э. Золя.

О.-А. давала уроки пения (среди ее учениц — А. Владимирова). Вела активную общ. деят-сть, являясь участницей движения Сопротивления, членом Франц. коммунистической партии (с 1946), членом Совета мира Франции, членом общества "Франция — СССР" и Союза франц. женщин.

В 1959 вернулась в СССР и жила в Москве.

Имеется портрет певицы худож. Л. Стрелковского (ГЦММК).

Соч.: Le Leges de Moussorgski. — Paris, 1908 (рус. пер. — Заветы M. П. Мусоргского. — M., 1910); Цель моей жизни была — знакомство людей с русской музыкой. [Интервью с М. Олениной д'Альгейм] // Лит Россия. 1969. № 38.

Лит.: Липаев Ив. Из Москвы... По поводу вечера г-жи Олениной // РМГ. 1901. № 47. С. 1199; Его же. Московские письма // Там же. 1902. № 5; Стасов В. В. Кто одолеет: Москва или Петербург? // Новости и Биржевая газета. 1902. 17 янв.; Его же. Избранные сочинения. Т. 3. — М., 1952; Белый А. Певица // Мир искусства. 1902. № 12; Его же. Окно в будущее // Музыка. 1911. № 53. С. 1186 — 1190; Вольфинг Э. Дом песни // Золотое руно. 1909. № 11 —12; Концерты М. Олениной д'Альгейм. Справочное бюро "Дома песни". 1912 Каратыгин В. Г. Концерт М. А. Олениной д'Альгейм // Муз. современник. 1916. Вып. 15; Кохманский Н. В. Мария Алексеевна Оленина Д'Альгейм. (Биографический очерк). 1948 (рук.). — в ЦГАЛИ, ср. 818, оп. 2, ед. хр. 68; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., автор вступ. ст. и прим. И. Л. Гусин. — Л., 1952. С. 525— 526; Гаврилов Ю. Время не властно... // Лит. газета. 1959. 17 окт.; Самойло К. Возвращение на Родину // Веч. Москва. 1959. 11 июля; Его же. Песенный век // Там же. 1969. 1 окт.; Eлкин А., Золотев А. Снова на Родине // Комсомольская правда. 1959. 18 окт.; Алексеева Е. М. Оленина Д'Альгейм // Сов. музыка. 1960. № 1. С. 105—111; Ее же. Признание большого художника // Там же. 1969. № 10; Лесс Ал. Она пела Толстому // Муз. жизнь. 1960. № 20; Шульгин С. М. А. Оленина Д'Альгейм // Приокская правда (Рязань). 1960. 19 февр.; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — [М.], 1960. Т. 1. С. 170; Грудцова О. Большая жизнь // Театр. 1961. № 4; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 126—127; Туманов А. У современницы Стасова // Сов. музыка. 1964. № 7; Шитникова Г. 95 лет молодой жизни // Енисей. 1965. № 1. С. 92—94; Костецкий Е. Пение, граничащее с чудом // Моск. комсомолец. 1969. 1 окт.; Шуб M. Легенда о русской певице // Сов. эстрада и цирк. 1969. № 12; Леонидова М. Живая история // Сов. культура. 1969. № 118; Витол Я. Я. Воспоминания. Статьи. Письма. — Л., 1969. С. 158—159; Степанов К. Родины верная дочь. [К 100-летию М. А. Олениной-д'Альгейм] // Театр. жизнь. 1970. № 1; Памяти ушедших: М. А. Оленина д'Альгейм // Муз. жизнь. 1971. № 2; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избр. статьи о рус. музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 95, 99, 120; Кунин И. Из забытых статей. (К изучению наследия В. В. Стасова) // Сов. музыка. 1974. № 7; Pоссихина В. Советское камерно-вокальное исполнительство. — М., 1976. С. 13—16.



Оленина-д'Альгейм, Мария Алексеевна

Род. 1869, ум. 1970 г. Камерная певица (меццо-сопрано). Создала московский "Дом песни" (1908). В 1918 г. эмигрировала (Франция). Вернулась в СССР в 1959 г.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое оленина-д'альгейм мария алексеевна
Значение слова оленина-д'альгейм мария алексеевна
Что означает оленина-д'альгейм мария алексеевна
Толкование слова оленина-д'альгейм мария алексеевна
Определение термина оленина-д'альгейм мария алексеевна
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):