Большая биографическая энциклопедия - орешкевич федор гаврилович
Орешкевич федор гаврилович
(наст. имя Теодор) [24.4(6.5). 1872, Одесса — 2.10.1932, Киев] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог. Род. в семье военного. По окончании юнкерского уч-ща до 1897 служил офицером. В 1897—1900 обучался пению в Петербурге у Ф. И. Гущина. В 1900 дебютировал в Тифлис. опере, в 1901—04 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Ленского), в 1904—06 пел в Варшаве, в 1907—13 и 1915— 25 солист Киев. оперы (с 1920 гл. режиссер т-ра), в 1913 (в нек-рых источ. 1914) — 15 — моск. Большого т-ра. Гастролировал в петерб. Новом летнем т-ре "Олимпия" (летом 1902 и 1904), в Варшаве (1907), в моск. т-ре Солодовникова (1909), Екатеринославе (1910). После 1917 принимал активное участие в организации укр. оперы. Обладал не сильным, но гибким голосом красивого тембра с развитым верхним регистром, актер. дарованием. Исп. отличалось музыкальностью и артистическим обаянием. Репертуар певца включал разнообразные партии (лирич., драм., комич.).
1-й исп. партий: Смеющегося Пьеро ("Два Пьеро, или Коломбина"), Али-Гуссейна ("Черный тюрбан"), Луция Юния Брута ("Лукреция"), Глуховцева ("Дни нашей жизни"); в Киеве — Голицына ("Хованщина"), Кавалера де Грие ("Манон"); в Мариинском т-ре — Скарчиафико ("Принцесса Греза"); в Большом т-ре — Гвидона ("Сказка о царе Салтане"); на рус. сцене — Петра Иванова ("Царь и плотник"). Лучшая партия — Самозванец. "Он словно создан был для этой роли — замечательная дикция, выразительное лицо, темперамент и чувство меры, которые можно было видеть, пожалуй, только у мхатовцев, — все это возвышало Орешкевича над обычными тенорами оперного театра" (Н. Боголюбов)*.
Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Шуйский, Юродивый, Владимир Игоревич, Владимир Дубровский, Берендей, Лыков, Моцарт, Садко, Ленский, Герман ("Пиковая дама"), Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Джиджи; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Хозе ("Кармен"), Вертер, Гофман, Араквиль, Йонтек, Лоэнгрин, Зигмунд, Миме ("Зигфрид"). Партнеры: Л. Балановская, Е. Воронец-Монтвид, О. Карпова, В. Куза, В. А. Никольский, Г. Пирогов, Е. Степанова, И. Тартаков, Ф. Шаляпин, В. Шаронов. Пел п/у Э. Купера, Ф. Оцепа, Л. Штейнберга, Б. Яновского.
О. один из организаторов в Киеве вечеров укр. песни, в к-рых исп. произв. Н. Лысенко, К. Стеценко, Я. Степового. Камерный репертуар включал романсы М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, С. Танеева, С. Рахманинова, А. Гречанинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига. Часто выступал в концертах для красноармейцев (вместе с М. Скибицкой).
С 1920-х гг. преподавал в Киев. конс. (проф.) и Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко. Среди учеников — В. Гужова.
Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1899, 1900, 1902; "В. И. Ребиков", 1904), Варшаве ("Граммофон", 1905), Киеве ("Экстрафон", 1915).
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 108; Леви к С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. М., 1962. С. 63, 64; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 132, 133; Лисенко I. Федір Орешкевич // Музика (Київ). 1972. № 4.
Большая биографическая энциклопедия
2009