Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - орловская анна абрамовна

Орловская анна абрамовна

(сцен. псевд.; урожд. Фрейденштейн) [11 (23).7.1894, Орел — после 1966, Москва] — арт. оперы (драм. сопрано) , камерная певица и педагог. С шести лет обучалась игре на ф-п. сначала дома, затем в Муз. уч-ще (кл. Е. Алферовой). Обладая хорошим голосом, выступала в публичных и благотворительных концертах. В 1911 —13 обучалась пению в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, оперный кл. Н. Званцева). В 1914 в Милане под рук. Подести подготовила партию Валентины. Осенью 1914 дебютировала в этой партии в моск. Опере С. Зимина, где пела до 1917. В 1917—18 солистка петрогр. Нар. дома, в 1918— 19 — т-ра Моск. Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (быв. Опера Зимина), в 1919—23 — моск. Большого т-ра, в 1923—24 — Киев. оперы. Гастролировала в Одессе, Харькове, Свердловске. В 1925—30 жила в Италии, где занималась с лучшими вокальными педагогами Милана, выступала в оперных т-рах Рима, Милана, Генуи, Ливорно и др. городах, с 1928 концертировала. Обладала звучным голосом теплого, густого тембра и обширного диапазона, сцен. темпераментом. Исп. отличалось тонкой фразировкой. Уделяя большое внимание сцен. воплощению роли, в 1917 занималась в студии К. С. Станиславского, в 1918— в студии Ф. Ф. Комиссаржевского.

1-я исп. партии Жены Должника ("Сын Земли"). Лучшие партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Лиза ("Пиковая дама"), Кассандра, Аида, Кармен, Галька, Ортруда, Рахиль ("Жидовка"), Леонора ("Фиделио", в этой партии в 1917 певицу слушал В. И. Ленин). Др. партии: Даша ("Вражья сила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Ганна ("Майская ночь"), Купава, Руфь, Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Настя ("Кудеяр"); Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Трубадур"), Амелия, Валентина, Сантуцца, Изольда. Партнеры: Г. Бакланов, И. Дыгас, Д. Смирнов, Н. Сперанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, А. Канкаровича, С. Кусевицкого.

О. была известна также как замечательная камерная певица. Принимала участие в концертах Лит.-худож. кружка, где выступала с М. Ермоловой, И. Буниным и др. В 1930—35 концертировала в Москве. С особым мастерством исп. рус., венгер., испан., негритян. нар. песни.

Искусство певицы высоко ценили К. Держинская, С. Зимин, Е. Катульская, В. Нардов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин.

С нач. 1930-х гг. до 1958 вела пед. работу: рук. многими коллективами худож. самодеят-сти, неск. лет работала методистом вокальной секции при методич. кабинете Мин-ва культуры РСФСР, преподавала в Муз. уч-ще им. Октябрьской революции. В 1940 участвовала в работе Всесоюзной вокальной конференции. В 1950—52 выступала с лекцией "Шаляпин — великий русский артист".

Соч.: Шаляпин и молодые певцы // Федор Иванович Шаляпин: Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1960. Т. 2. С. 458—459; Автобиография (рук., 1958) — в ГЦТМ, ф. 446; Моя жизнь (машинопись). — Там же; Мои встречи с Ф. И. Шаляпиным (машинопись, дек. 1958). — Там же; Воспоминания (машинопись, 1966). — в ЦНБ СТД.

Лит.: А. А. Орловская // Эрмитаж. 1922. № 3. С. 11; Сахновский Ю. Концерт А. А. Орловской // Известия ВЦИК. 1922. № 84; Оперная артистка и педагог: Юбилей А. А. Орловской // Веч. Москва. 1940. № 27; Их родина — Орловский край: Сб. статей. — Орел, 1962. С. 102—104.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое орловская анна абрамовна
Значение слова орловская анна абрамовна
Что означает орловская анна абрамовна
Толкование слова орловская анна абрамовна
Определение термина орловская анна абрамовна
orlovskaya anna abramovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):