Большая биографическая энциклопедия - орловский борис иванович
Орловский борис иванович
(настоящая фамилия Смирнов) — академик и профессор скульптуры в Имп. Академии Художеств; родился в 1792—1793 г. в Мценском уезде Орловской губ., в селе Большом Столобецком, умер 16 декабря 1837 г. в Петербурге. Отец его — дворовый человек Н. М. Мацневой, был продан в 1801 г. вместе со семьей, "без земли, на своз" тульскому помещику бригадиру Шатилову, который отдал Б. И. еще мальчиком в ученье в одну из московских мраморных мастерских. Переехав затем в Петербург, Б. И., прозванный товарищами Орловским (по месту происхождения), поступил мраморщиком в мастерскую Трескорни. В свободные часы он усердно занимался рисованием и лепкой из глины. Случай свел его с ректором Академии Художеств скульптором И. П. Матросом который, приняв в нем участие, познакомил с его работами президента Академий А. Н. Оленина, а последний самого государя. Исполненный Орловским бюст Государя настолько понравился Его Величеству, что тот велел принять Орловского в Академию, причем помещика Шатилова убедили отпустить Орловского на волю, Орловский был причислен к оставленным при Академии художникам с тем, чтобы в скором времени быть отправленным в Италию для "вящего усовершенствования в своем искусстве". Орловский обучался в Академии только 2 месяца, посещая рисовальные и скульптурные классы. По истечении этого срока, несмотря на мнение академического начальства, считавшего для Орловского необходимым пробыть еще год в Академии для усовершенствования в рисовании и лепке, по указу Государя, нашедшего, что этому Орловский может научиться и в Италии, последний был отправлен в 1822 г. в Рим к Торвальдсену. В мастерской Торвальдсена, Орловский усердно изучал антики, не пренебрегая, впрочем, и портретными работами. Из новых скульпторов Орловского наиболее привлекали, помимо Торвальдсена, Франсуа Фламан и Канова. Из произведений Орловского ко времени пребывания его в Риме относятся ― колоссальный бюст Александра I (копия с бюста Торвальдсена), статуи Париса с яблоком, Фавна и группа — Фавн и Вакханка. В 1829 г. он вместе с Гольбергом был вызван в Петербург для участия в конкурсе на составление проектов памятников Барклаю-де-Толли и Кутузову. В июле этого года Орловский прибыл в Петербург с рекомендательным письмом от Торвальдсена. Обеспеченный ежегодным содержанием в 3000 руб. впредь до назначения профессором Академии Художеств, Орловский принялся за исполнение проектов, что и сделал довольно скоро, несмотря на некоторые стеснительные условия конкурса. В том же 1829 году он был назначен академиком, а в 1831 г., по исполнении программы на тему "Ян-Усмович, усмиряющий быка", — профессором Академии, в каковом звании и был утвержден в 1836 г. В 1831 г., по окончании статуй Барклая-де-Толли и Кутузова, исполнение которых осталось за Орловским, он принялся за работы по украшению Александровской колонны, где им исполнены статуя гения и один барельеф. Из прочих работ Орловского наиболее замечательны: фигуры 7 гениев для ворот за Московской заставой, мальчик, играющий с уткой — (копия с антика, для Императрицы Елизаветы Алексеевны), мраморная группа цветов, мраморные бюсты проф. Мейера и Мартоса и маленькая фигура гренадера дворцовой роты. Кроме того, Орловский повторил для кн. Волконского бюст Александра I. В истории русского искусства Орловский обыкновенно рассматривается, как один из представителей умеренно-натуралистического направления, наиболее выраженного произведениями Шубина и Крылова, преемником и продолжателем которых он и является. Не обладая крупным талантом, Орловский отличался необыкновенной добросовестностью и трудолюбием. Эти качества во время своего недолгого профессорства он старался привить и своим немногим ученикам.
Архив Имп. Академии Художеств, Петров, Сборник Материалов по Ист. Имп. Акад. Худ., т. II; Рамазанов, Материалы для истории художеств в России; ч. I, М. 1863 г.; "Северное Сияние", т. II, 1863 г., стр. 789; "Отечеств. Записки" 1822, ч. 10, стр. 287—290; 1824, ч. 20, стр. 507―510; "Художеств. Газета" 1847 г., № 17, 18 и № 24; 1838 г. янв., № 11 и 19. "Московск. Ведом." 1829 № 9; Альманах на 1838 от. 342—343; Словари Брокгауза, Старчевского и Березина.
Л. Карсавин.
{Половцов}
Орловский, Борис Иванович
(1793—1837) — один из лучших русских скульпторов, настоящая фамилия которого была Смирнов. Родился крепостным человеком тульского помещика Шатилова, потом отпустившего его на волю. Юные годы О. провел, в качестве работника, в мастерской одного московского мраморщика, а затем у Трискорни, в СПб., отлично усвоив себе приемы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы свободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины. В 1822 г. вылепленный им бюст имп. Александра I был, при посредстве скульптора Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, поднесен императрице, и О. был принят в ученики академии художеств. Однако, вскоре после того последовал новый приказ отправить его немедленно в Рим, в ученики к Торвальдсену. С 1823 г. О. в продолжение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст имп. Александра I по модели Торвальдсена, группу "Фавн и Вакханка", статуи Фавна со свирелью в руках и Париса. Впоследствии эти произведения были, по заказу имп. Николая I, вырублены художником из мрамора; ныне они находятся: бюст — в одной из зал сената, группа — на даче Знаменка, близ Петергофа, а обе статуи в Имп. Эрмитаже. Возвратившись в СПб. в 1829 г., О. через два года, в уважение своих римских работ, был признан академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 г. утвержден в этом звании. Главные произведения, созданные им в СПб. — статуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны, на площади Зимнего дворца, один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой. Как в указанных, так и в прочих работах О., вообще, отразилось влияние его наставника, Торвальдсена, хотя до некоторой степени проявилась и оригинальность. Он не обладал пылкой фантазией, но прекрасно соединял в своем творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях — с точной характеристикой личностей.
А. С—в.
{Брокгауз}
Большая биографическая энциклопедия
2009