Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ойзерман теодор ильич

Ойзерман теодор ильич

[р. 01(14).05.1914] — спец. по истории филос., метафилос. и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Петроверовка Одесской обл. Окончил филос. ф-т МИФЛИ (1938), асп. кафедры истории филос. В 1941 защитил канд. дисс, был оставлен на ф-те. Участник Великой Отеч. войны. В 1947 вернулся на преп. работу на филос. ф-т МГУ. С 1953 — проф., в 1954—1968 — зав. кафедрой истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. С 1968 — в ИФ АН СССР, в 1971—1987 — зав. сектором, затем отделом истории филос., с 1987 — советник РАН. Член-корр. АН СССР (1966), действ. чл. АН СССР (ныне РАН) (1981). Лауреат Ломоносовской премии (1965), премии им. Плеханова (1979), Гос. премии СССР (1983). Действ. чл. Междунар. Ин-та филос. (1981), д-р honoris causa Иенского ун-та (1979), иностр. член АН ГДР. О. являлся членом ред. колл. (и одним из вед. авторов) "Истории философии" (Т.1—6, М., 1957—1965), а также "Краткого очерка истории философии". Многие работы О. посвящены нем. классич. филос. и истории филос. марксизма. О. стремился преодолеть одностороннее представление о Канте как лишь о предшественнике Гегеля, считая, что последний в ряде отношений возвращается к тому типу метафизики, несостоятельность к-рого была убедительно показана Кантом. Выдающееся значение кан-товской гносеол. О. видит в том, что присущие реальности формы всеобщности впервые были поняты и как субъективные, т. е. присущие сознанию, формы. О. иссл. также вклад, внесенный в филос. Фихте и Шеллингом. Исследуя нем. класс. идеализм, О. приходит к выводу, что задача материалистич. переработки идеалистической диалектики, поставленная Марксом и Энгельсом, не была в полной мере решена ни ими, ни их последователями, сохраняя свою актуальность и в наше время. Особое внимание уделено формированию марксизма, т. е. развитию "домарксистских" взглядов Маркса и Энгельса, а также развитию маркс. теории на опыте революций 1848. О. показывает, что Маркс и Энгельс в дальнейшем отказались от идеи непрерывной революции, к-рую они обосновывали в 1848—1849. В работах по теории ист.-филос. процесса исследуются процессы дифференциации, дивергенции, поляризации филос. учений, сочетающиеся с интеграцией филос. идей. Существование неопредел, множества филос. учений трактуется не как исторически преходящий процесс, к-рый рано или поздно завершится созданием "окончательной", последней филос., а как modus essendi филос., благодаря к-рому она постоянно обогащается новыми идеями и глубже постигает свое ист. прошлое. Следовательно, плюрализация филос. учений — закон развития филос., специфически характеризующий эту обл. познания. О. разрабатывал вопрос о типологии мировоззрений, разграничивая филос., естественно-науч., соц.-полит. и религ. мировоззрения. Филос. определяется О. как система убеждений, образующих общее теор. мировоззрение, к-рое осмысливает, критически обобщает повседневный опыт, феномен человеч. личности, обществ. практику, науч. познание, историю человечества, исследует многообразие присущих природе и об-ву форм всеобщности, разрабатывая на этой основе принципы познания, оценки поведения и практич. деятельности вообще, с к-рыми люди в разл. эпохи связывают свои коренные жизненные интересы. Критически переосмысливая историю марксизма, О. отрицает существование верховных, всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, что то, что именуется "законами диалектики", не является таковыми, а представляет лишь обобщение нек-рых общих процессов, изучаемых науками. Анализируя основы ист. материалистич., О. приходил к выводу, что "обществ. бытие" есть не что иное как обществ. жизнь, к-рая включает в себя и обществ. сознание, обусловливаемое ею подобно тому, как целое обусловливает свои части. В теории познания О. обосновывал положение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретной истиной, согласно О., является согласование абстрактных истин, к-рое далеко не всегда возможно.

Соч.: Возникновение марксизма революционный переворот в философии. (Совм. с В.И.Светловым). М., 1948; Католическая философия империалистической реакции. М., 1954; Классическая немецкая философия — один из теоретических источников марксизма. М., 1955; Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848 г. М., 1956; Основные этапы развития домарксистской философии. М., 1957; К.Маркс — основоположник диалектического и исторического материализма. М., 1958; Основные черты современной буржуазной философии. М., 1960; Чему учит и кому служит современная буржуазная социология. [В соавт.]. М., 1960; Философия Фихте. М., 1962; Формирование философии марксизма. М., 1962; Антикоммунизм выражение кризиса буржуазной идеологии. М., 1963; Zur Geschichte der vormar-xistischen Philosophie. Berlin, 1963; Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М., 1965; Die Enstehung der marxistischen Philosophie. Berlin, 1965, 1980; Entfremdung als historische Kategorie. Berlin, 1966; Проблемы историко-философской науки. M., 1962 (2-е изд. — 1982); Главные философские направления. М., 1971 (2-е изд. — 1984); Кризис современного идеализма. М., 1972; Философия Канта. М., 1974; Исторический материализм и идеология "технического пессимизма". М., 1976; Derjunge Marx im ideologischen Kampf der Gegenwart. Frankfurt am M., 1976; Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Критика буржуазной концепции смерти философии. М., 1980; Историко-философское учение Гегеля. М., 1982; Основы теории историко-философского процесса. (Совм. с А.СБого-моловым). М., 1983; Рациональное и иррациональное. М., 1984; El materialismo dialectico у la historia de la filosofia. Habana, 1984; Критика критического рационализма. M., 1988; Научно-философское мировоззрение марксизма. М., 1989; Philosophie auf dem Wege zur Wissenschaft. Berlin, 1989; Теория познания Канта. (Совм. с И.С.Царским). М., 1991; Существуют ли абстрактные истины? // ВФ. 1999. № 6; Философия как история философии. СПб., 1999. Опыт критического осмысления диалектического материализма // ВФ. 2000. № 2.



Ойзерман, Теодор Ильич

Действительный член РАН (1981), советник при дирекции Института философии РАН; родился 14 мая 1914 г.; окончил в 1938 г. ИФЛИ; главные направления научной деятельности: история домарксистской, марксистской и современной западноевропейской философии, теория познания; лауреат Государственной премии СССР (1983).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ойзерман теодор ильич
Значение слова ойзерман теодор ильич
Что означает ойзерман теодор ильич
Толкование слова ойзерман теодор ильич
Определение термина ойзерман теодор ильич
oyzerman teodor ilich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):