Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - озеров николай николаевич

Озеров николай николаевич

[3(15).4. 1887, с. Спас-Утешенье Рязан. у., ныне в черте Рязани — 4.12.1953, Москва] — арт. оперы (ли-рико-драм. тенор), камерный певец, педагог и муз.-общ. деятель. Нар. арт. РСФСР (1937). Род. в семье священника. С восьми лет обучался муз. грамоте под рук. отца. Учился в Рязан. духовном уч-ще, с 14 лет — в семинарии, где пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, а позднее в местном любительском оркестре (брал уроки скрипки у Наватного). В 1905—07 учился на медицинском, затем юридич. ф-тах Казан. ун-та и одновременно обучался пению в местном Муз. уч-ще. В янв. 1907 его пригласил Ю. Закржевский в свой оперный кружок на вторые партии. В том же году перевелся в моск. ун-т (юридич. ф-т), одновременно брал уроки пения у А. Успенского (до 1910), затем у Г. Алчевского, а также посещал оперно-муз. классы РМО (1909—13). Окончив ун-т в 1910, совмещал службу в судебной палате с занятиями на курсах, выступал в концертах. В 1907—11 работал скрипачом в симф. и театр. оркестрах. В 1912 впервые выступил с сольным концертом в Малом Зале Моск. конс. В том же году дебютировал в партиях Германа ("Пиковая дама") и Синодала в передвижной оперной труппе. В 1914—17 жил во Владимире, где служил судьей. В 1917 выступал в основанном режиссером П. Олениным моск. оперном т-ре "Алтар" ("Малая опера"), где дебютировал в партии Рудольфа ("Богема"). В 1918 пел в т-ре Моск. Совета рабочих депутатов (быв. Опера С. Зимина), в 1919 — в т-ре. Худож.-просвет. союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил партии Альмавивы ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Канио, Гофмана под рук. режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога В. Бернарди. В 1919-46 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа, в последней заменил заболевшего А. Боначича) и одновременно (до 1924) выступал в спектаклях "Муз. студии" при МХАТе (в частности, партия Анж Питу в оперетте "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока), где работал под рук. B. Немировича-Данченко. Обладал гибким, сильным, хорошо обработанным голосом "бархатистого" тембра, высокой муз. культурой, сцен. дарованием. С легкостью преодолевал технические трудности. Репертуар певца включал 39 партий (в т. ч. лирич. и драм.). Создавая образ, следовал замыслу композитора, не выходил из авторского рисунка роли.

1-й исп. партий: Грицько ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Вальтера Штольцинга ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Каварадосси ("Тоска"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама", в исп. этой партии продолжил традиции И. Алчевского; выступил св. 450 раз), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Голицын ("Хованщина"), Фауст ("Фауст"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто"), Радамес, Рауль, Самсон, Канио, Хозе ("Кармен"), Рудольф ("Богема"), Вальтер Штольцинг. Др. партии: Финн, Дон Жуан ("Каменный гость"), Левко ("Майская ночь"), Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Лыков, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Арлекин; Вертер, Пинкертон, Кавалер де Грие ("Манон"), Лоэнгрин, Зигмунд. Партнеры: А. Богданович, М. Максакова, С. Мигай, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, Ф. Петрова, В. Политковский, В. Петров, П. Тихонов, Ф. Шаляпин. Высоко оценив талант арт., Шаляпин пригласил его в 1920 участвовать в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини ("Зеркальный театр" сада "Эрмитаж"). Пел п/у Н. Голованова, C. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.

Часто выступал с сольными программами в Большом зале Моск. конс., в симф. концертах (оратории, Реквием В. А. Моцарта, Реквием Дж. Верди; в 1928 п/у О. Фрида — 9-я симфония Л. Бетховена). Камерный репертуар певца включал произв. К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко. Гастролировал с концертами в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, в Латвии (1929). В период Великой Отечественной войны был пред. военно-шеф. комиссии Большого т-ра, выступал перед бойцами Красной Армии.

С 1931 вел пед. деят-сть в Большом т-ре (с 1935 возглавлял Оперную студию, среди его учеников — С. Лемешев). В 1947—53 преподавал в Моск. конс. (с 1948 проф., 1948—49 декан нац. студий конс., 1949—52 декан вокального ф-та, 1950—52 и. о. зав. кафедрой сольного пения). Среди его учеников — Вл. Попов.

В 1939 был членом жюри 1-го Всесоюз. конкурса вокалистов в Москве. Вел активную муз.-общ. работу — член худож. совета Большого т-ра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов. С 1940 зам. пред. экспертной комиссии (с 1946 пред. по вопросам муз. искусства при Мин-ве высшего образования СССР, с 1944 был пред. вокальной комиссии ВТО и директором Дома актера.

Записывался на грампластинки.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).

Создан диафильм "Династия Озеровых" (1977, автор Л. Вильвовская).

Соч.: Чувство художественной правды // Театр. 1938. № 12. С. 143—144; Учителя и ученики // Огонек. 1951. № 22. С. 5—6; Великий русский певец: К 80-летию Л. В. Собинова // Веч. Москва. 1952. № 133. С. 3; Уроки Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1980. Т. 2. С. 460—462; Оперы и певцы. — М., 1964; Вступ. статья к кн.: Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. — М., 1968; рукописи — Памяти Л. В. Собинова; О книге "Научные основы постановки голоса"; О работе К. С. Станиславского и Вл. И. Немеровича-Данченко в музыкальном театре. — в ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 941; статьи по методике и вокальной педагогике — в РО ЦНБ СТД.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое озеров николай николаевич
Значение слова озеров николай николаевич
Что означает озеров николай николаевич
Толкование слова озеров николай николаевич
Определение термина озеров николай николаевич
ozerov nikolay nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):