Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - пахомий архиепископ астраханский

Пахомий архиепископ астраханский

— архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века. Достоверные биографические данные о Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря на место перешедшего на архиепископскую кафедру в Астрахани архимандрита Рафаила. О более раннем времени жизни Пахомия сохранились не вполне несомненные сведения, сообщающие, что до назначения архимандритом он жил в Вологде, по всей вероятности, при местном архиепископе Варлааме. По смерти архиепископа Рафаила (1640) Пахомий был рукоположен в епископы и в 1641 году назначен на его место, которое и занимал до самой смерти, последовавшей 31-го мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Как администратор, Пахомий проявил много энергии при защите ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского; указав царю Михаилу Федоровичу злоупотребления воеводы, он по приказу царя вместе с вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского за приставы и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода кн. Репнин. Как видно из этих сообщений, Пахомий пользовался доверием царя; деятельностью своей он снискал уважение вместе с тем и со стороны паствы, и со стороны иноверцев. В несколько ином виде его изображают показания, данные Косткой Конюховским, сторонником самозванца Тимофея Акундинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского; под пыткой на дыбе, батогами и огнем Костка сообщил, что архиепископ Пахомий был в заговоре с Акундиновым и обещал оказать ему содействие в предполагаемом им походе на Казань и Астрахань для добывания престола; донос, вероятно, не был признан заслуживающим внимания, так как Пахомий сохранил за собой кафедру, несмотря на то, что Акундинов был четвертован в 1653 году.

Пахомий известен, как составитель хронографа, дошедшего до нашего времени в поздних списках. Хронограф распадается на две части: 1) Летописчик вкратце от сотворения мира (доведенный до взятия Царьграда Турками) и 2) Летописчик вкратце о русской земли, от которого колена российские и словянские люди, и почему именуется Россия и Словяне, и откуда влечашеся род великих князей. Списки хронографа хранили интересное письмо Пахомия к иеромонаху Мисаилу (напечатано Поповым в "Обзоре хронографов") с просьбой о помощи в переписке его труда со столбцов, как он писался, в книгу; из того же письма видно, что хронограф был составлен в 1650 году (в некоторых списках он дополнен сообщениями о событиях, касающихся последующих лет). Источниками труду Пахомия послужило по преимуществу священное писание и хронографы; русские статьи заимствованы частью также из хронографов, частью из степенной книги; лишь небольшая доля летописчика представляет собой не компиляцию, а самостоятельный труд Пахомия; эта доля касается событий 1619—1650 годов и, по словам А. Попова, заслуживает внимания, благодаря отзывам составителя о патриархах Филарете и Иоасафе и по рассказу его о Смоленском походе Шеина.

H. Каменский, "Краткая история Астраханской иерархии" ("Астраханские епарх. ведомости", 1883, № 3; "Материалы для истории Астраханской епархии" (в "Астраханских епарх. вед.", 1880, № 10; П. Строев, "Списки иерархов" 1877 г., стр. 50, 310; С. Соловьев, "История России". 1894 г., т. 2, стр. 1648; А. Попов, "Обзор хронографов русской редакции", т. 2. M., 1869, стр. 236—242; П. Строев, "Рукописи славянские и российские, принадлежащие... Царскому" 1818 г., стр. 198—199; Отчет Имп. публичной библ. за 1867 год (1868), с. 98—99; "Акты исторические",т. 3. № 299; т. 4. № 32.

В. С—кий.

{Половцов}



Пахомий, архиепископ Астраханский

— архиепископ Астраханский и Терский.

Достоверные биографические данные о преосвященном Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря.

О более раннем времени жизни Пахомия сохранилось известие, будто до назначения в Новгород он жил в Вологде при местном архиепископе Варлааме.

17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа.

Архиепископ Пахомий после смерти патриарха Иоасафа I был в числе кандидатов на патриаршество.

Скончался 31 мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край.

Архиепископ Пахомий принимал активное участие в жизни своей епархии: защищал ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского, по приказу царя вместе со вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского "за приставы" и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода Репнин. Своей деятельностью он снискал уважение паствы и иноверцев.

Архиепископ Пахомий упоминается в связи с делом самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Сторонник самозванца Костка Конюховский под пыткой показал, что владыка Пахомий и его дворовые люди хотели помочь Акундинову, "потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе". На этот донос не обратили внимания, так как владыка Пахомий сохранил за собой кафедру.

Двоюродным братом архиепископа Пахомия был Федор Злобин — известный книжник второй половины XVII века.

Архиепископ Пахомий — духовный писатель, известен как составитель "Хронографа". Владыка задумал писать свой труд в 1649 году и в течение года выписывал статьи "на столбцы" из Божественных книг и летописцев. Предполагается, что изложение событий 1619—1650 годов принадлежит самому архиепископу Пахомию. Интересны оценка владыки Пахомия деятельности патриархов Филарета и Иоасафа I и рассказ о смоленском походе боярина Шеина.

Труды:

Хронограф // Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции // Собр. и изд. А. Попов. — М., 1869, с. 315—321.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 1648.

Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции: в 2 т. — М., 1866—1869. — Т. 2, с. 236—242.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394. Каменский Н. Краткая история Астраханской иерархии // Астраханские епархиальные ведомости. — 1883, № 3.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 50, 310.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 232.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 3, № 299; т. 4, № 32. Отчет императорской публичной библиотеки за 1867 год. — Пг., 1868, с. 98—99. Материалы для истории Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. — 1880, № 10.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 105. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23 (кн. 45), с. 59.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 326, 609, 610, 613.

Зиборов В. К. Пахомий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1998. — Вып. 3, ч. 3, с. 25—26.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пахомий архиепископ астраханский
Значение слова пахомий архиепископ астраханский
Что означает пахомий архиепископ астраханский
Толкование слова пахомий архиепископ астраханский
Определение термина пахомий архиепископ астраханский
pahomiy arhiepiskop astrahanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):