Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - пахомий духовный писатель xvi в.

Пахомий духовный писатель xvi в.

— инок, духовный писатель XVI века. Пахомий известен, как составитель жития ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей, детей князя Всеволода Константиновича, погибшего во время татарского нашествия в 1238 г. Поводом к написанию жития послужил ряд чудес над обретенными в 1501 г., после пожара Успенской соборной церкви в Ярославле, нетленными мощами двух князей, носивших, как было видно из надписей на гробах, имена Василия и Константина. Житие было написано по благословению Ростовского и Ярославского архиепископа Кирилла, занимавшего кафедру с 1526—1538 год, в княжение великого князя Василия Ивановича, умершего в 1533 г.; таким образом, оно относится к 1526—1533 годам. При составлении своего труда автор руководствовался, отчасти, местными преданиями, отчасти собственными, не всегда верными соображениями; желая придать житию некоторую литературную обработку, он пользовался, по обычаю современных агиографов, житиями других святых; так, он применил к Василию и Константину характеристику князя Феодора Черного, написанную Ярославским иеромонахом Антонием в конце XV века, воспользовался предисловием Пахомия Логофета к житию митрополита Алексия для начала своей повести, заимствовал рассказ о смерти Батыя в Болгарии у Антония и пр.; все эти ненужные заимствования в связи с ошибками против исторических данных и добавлениями риторического характера чрезвычайно умаляют значение работы Пахомия. Оправданием автору является то обстоятельство, что князья Василий и Константин, при жизни своей оставшиеся незаметными, прославились только через триста лет после смерти; мало того, при открытии мощей не было даже в точности известно, именно ли детей Всеволода Константиновича, а не других князей — их тезок, следует считать святыми; самые предания о них, вероятно, сложились уже после открытия мощей; чтобы объяснить нетленность их тел и чудеса, автору пришлось обратиться к помощи вымысла и заимствований; присоединившееся к этому плохое знание истории края еще более увеличило путаницу в сообщениях жития. — Второе сочинение Пахомия — канон князьям, житие которых он составил, вошедший в минею июльскую печатную (Москва, 1646) — по своему историческому значению близко к его первому труду.

Списки повести Пахомия в рукописях встречаются не часто.

В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник". 1871 г., стр. 175—176; Филарет, "Обзор русской духовной литературы". 1885 г., стр. 154; П. М. Строев, "Библиологический словарь". 1882 г., стр. 234; Н. П. Барсуков, "Источники русской агиографии". 1882 г., стр. 26; Филарет, "Жития святых, чтимых православной церковью". СПб., 1885 г., июль, стр. 273.

В. С—ий.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пахомий духовный писатель xvi в.
Значение слова пахомий духовный писатель xvi в.
Что означает пахомий духовный писатель xvi в.
Толкование слова пахомий духовный писатель xvi в.
Определение термина пахомий духовный писатель xvi в.
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):