Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)

Палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)

(Paleček) [6(18).9. (в нек-рых источ. 28 сент.). 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия — 11 (24).2.1915, Петроград] — арт. оперы (бас-кантанте), камерный певец, педагог. По национальности чех. Род. в семье учителя. Муз. образование получил в Праге, где вначале обучался в органной школе. Работал учителем в одной из пражских женских школ. Позднее брал уроки пения у проф. Ф. Тиводи, пел в церковном хоре, в оперном хоре пражского Временного т-ра (также выступал и в драм. спектаклях). В 1864 дебютировал в партии Зарастро и стал одним из ведущих солистов т-ра, на сцене к-рого выступал до 1869 в 55 партиях, в т. ч. Кецала ("Проданная невеста", 1-й исп., 30 мая 1866, п/у Б. Сметаны), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофеля ("Фауст"), Кардинала ("Жидовка"), Фальстафа ("Виндзорские кумушки"), Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, 1-й исп. на чешской сцене, 16 февр. 1867, п/у М. Балакирева). В 1869 выступал в моск. Итал. опере, а также концертировал вместе с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. В 1870 по приглашению Балакирева дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст") в петерб. Мариинском т-ре, где выступал до 1882. С 1870 вся творческая деят-сть певца была связана с рус. оперным т-ром. Ежегодно (в летние месяцы) гастролировал в Одесском оперном т-ре и Праге. В февр. 1899 выступил в "Проданной невесте" в Петерб. муз.-драм. кружке любителей.

Обладал сильным, звучным голосом "бархатного" тембра, чувством стиля и драм. дарованием. Наиболее ярко талант арт. проявился в характерных партиях.

1-й исп. партий: Грозного ("Ермак"), Белезиса ("Сарданапал"), Анджело ("Анджело", 1-я ред.), Рангони ("Борис Годунов", 2-я ред.), Сергея ("Купец Калашников"), Янкеля ("Тарас Бульба" В. Кюнера); на рус. сцене — Антиоха ("Маккавеи"), Кецала ("Проданная невеста"), Царя Египта ("Аида"), Германа ("Тангейзер"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф, Старик-странник, Мефистофель ("Фауст", критики считали его лучшим исп. этой партии после К. Эверарди), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Кардинал ("Жидовка"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Каспар, Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Леопорелло ("Дон Жуан"). Г. Ларош писал об исп. певцом партии Сусанина: "Удерживаясь от простонародного реализма, г. Палечек чрезвычайно счастливо и талантливо разработал общечеловеческую, идеальную сторону своей задачи: энтузиазм, самопожертвование, героизм — это все было в его Сусанине... После г. Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — г. Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена"*.

Др. партии: Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Амонасро, Генрих-Птицелов, Раймондо, Вальтер ("Тангейзер"). Партнеры: М. Каменская, Ф. Комиссаржевский, Б. Корсов, П. Лодий, И. Мельников, Д. Орлов, О. Петров, Ю. Платонова, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Балакирева, Э. Направника, А. Рубинштейна, Б. Сметаны.

Ежегодно выступал в симф. концертах РМО п/у Э. Направника, в к-рых исп. сольные партии в Мессе C-dur Л. Бетховена (1871), ораториях "Рай и Пери" Р. Шумана (1873), "Легенде о св. Елизавете" Ф. Листа (1872), "Венгерской коронационной мессе" Ф. Листа (1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (1874), а также в Реквиеме В. А. Моцарта п/у М. Балакирева (1869, в ансамбле с В. Рааб, А. Барцалом, А. Крутиковой). По приглашению А. Бородина участвовал в концертах Медико-хирургич. академии.

Сцен. деят-сть арт. высоко ценили П. Чайковский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов.

Оставив в 1882 сцену, продолжал работать в Мариинском т-ре учителем сцены, репетитором вокалистов и рук. хора, а в 1900—15 — штатным режиссером. 1-й постановщик опер: "Иоланта" (1892), "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895), "Орестея" (1895), "Корделия" (2-я ред., 1898.), "Сервилия" (1902), "Цыганы" К. Галкаускаса (1908), "Капнтанская дочка" (1911); на сцене Мариинского т-ра — "Паяцы" (1893), "Сельская честь" (1893), "Сказки Гофмана" (1899), "Богема" (1900), "Зигфрид" (1902), "Лакме" (1903); на рус. сцене — "Проданная невеста" (1870), "Эврианта" (1885), "Джамиле" (1893), "Фальстаф" (1894), "Вертер" (1896), "Геновева" (1896), "Далибор" (1899), "Валькирия" (1900), "Гибель богов" (1903), "Золото Рейна" (1905). Др. постановки: "Хованщина", "Князь Игорь", "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Юдифь" А. Серова, "Кавказский пленник", "Лоэнгрин", "Тангейзер", "Эврианта", "Король Манфред" Г. Рейнеке. Также ставил оперы в Обществе муз. собраний ("Псковитянка", "Геновева"), в т-ре Имп. Эрмитажа ("Месть амура", 1902), в Большом зале Петерб. конс. ("Цыганы" К. Галкаускаса). В 1905 получил звание "Засл. артист имп. театров".

С 1884 преподавал в муз. школе К. Даннемана и Н. Кривошеина, с 1888 — в Петерб. конс. (по приглашению А. Рубинштейна), где был зав. оперным классом (с 1912 проф.). Здесь поставил "Опричник", "Фераморс", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Тайный брак", "Так поступают все", "Пуритане". С 1913 преподавал в Общедоступных муз. кл. Педагогического музея (Соляной Городок). Ввел в учебную программу отрывки из "Бориса Годунова", "Псковитянки"; впервые в России поставил здесь оперу Р. Шумана "Геновев а"; в 1909 организовал оперный т-р для окончивших конс. молодых певцов. В режиссерской деят-сти П. нашли выражение прогрессивные тенденции в искусстве того времени, Он первым начал разрабатывать постановочные планы и мизансцены, придавал большое значение массовым сценам, в работе с певцом выявлял его творческую индивидуальность. Дирижер Д. Похитонов в своих мемуарах писал: "При работе с солистами Палечек считался с индивидуальностью каждого певца и, показывая игровые куски роли, не насиловал сценических способностей исполнителя". Под его рук. проходили сцен. мастерство И. Алчевский, Н. Асатурова, М. Генджян, Г. и Э. Кристман, А. М. Лабинский, А. Маклецкая, Г. Морской, С. Преображенский, М. Резунов, И. Томарс, Н. Унковский, В. Харитонова, В. Шаронов.

Один из первых в России записал 6 произв. на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1899).

Композитор В. Главач посвятил П. романс "Под густой листвой".

Автор оперных либретто, среди к-рых "Франческа да Римини" Э. Направника (совместно с Е. П. Пономаревым).

Лит.: М. И[ванов]. И. И. Палечек // Ежегодник имп. театров: Сезон 1894—1895. — СПб., 1896. С. 358—362; Ник. Финдейзен]. 35-летний юбилей О. О. Палечека. (1870—1905) // РМГ. 1905. № 18; Тимофеев Г. Памяти И. И. Палечека // Речь. 1915. 13 февр.; Zelеny V. V. J. Paleček // Divadilni listy. 1881. № 2; Plaček V. Celkovy Zivotopis // Dalibor. 1913. № 35; Шкафep В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936; Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 456; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 331; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 90, 225; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 9—10, 31—37, 72—73; Ларош Г. А.* Избранные статьи. — Л., 1974. Вып. 1. С. 167—168.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)
Значение слова палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)
Что означает палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)
Толкование слова палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)
Определение термина палечек йозеф (осип осипович иосиф иосифович)
palechek yozef (osip osipovich iosif iosifovich) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):