Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - палеева наталья николаевна

Палеева наталья николаевна

(р. 12.07.1949) — спец. по эстетике; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1973), асп. там же (1981). С 1984 по 1999 заведовала кафедрой истории мировой культуры, этики и эстетики в Моск. гос. ун-те культуры и искусств; проф. кафедры. Заслуж. работник культуры РФ. Канд. дисс. — "Западноевропейская философия и искусство о проблемах личности", (1982); докт. дисс. — "Фи-лософско-эстетические проблемы личности в русской классической драматургии" (1993). П. исследует природу личностного характера, рожденного из рус.-европ. духа и выражающего сущность человека, стоящего на своем собственном основании. П. стремится проследить особенное состояние субъекта художеств. творч., его восхождение к познанию и освоению глубин бытия, считая, что "глубина сочувствия, одушевления, горя и восторга порождается только жизнью, опытом, непосредственным проникновением", и что поэтому художник всегда "работает на счет человека", созидает из заготовленных им материалов. Поэт, как звезда на небосклоне, восходит на почве человека; через его среду он сходится с миром внешн. и практич. знание возводит к поэтическому апофеозу. Разумеется, на этом знании остаются следы личностного начала, к-рое его и выработало. "Драматические сцены" Пушкина, считает П., есть не что иное, как воплощение бунта внутри бытия, где личностные характеры сталкиваются между собою, как астероиды во Вселенной: каждый движется по своей орбите; но орбиты пролегают в непосредственной близости друг от друга и нередко, скрещиваясь, пересекаются. Мир в "драматических сценах" Пушкина, больше европ., чем рус, вплотную придвинут к "бездне мрачной на краю" ("Пир во время чумы"). Рус. человека, по мысли П., волнует обыденное и основополагающее: история России и человека в России, чистота и мера власти и отношение к ней народа /"Борис Годунов"/. Коллизию "драматических сцен" Пушкина составляет формула "я и мир". Гоголь же, а затем Островский выводят новое конфликтное решение "я — в мире", а точнее, "я — в миру". В стихии гоголевского смеха низовое, нар. смыкается с божественным: так "смеются боги в нар. смеховой стихии" древне-рус, комедии. У Островского, напротив, серьезно и строго будничное соединяется с возвышенным, а факты повседневного поведения персонажей связываются с их сокровенными дух. стремлениями. Это происходит на рус. основании, где все человечно и значительно: обиды, страсти, мечты, недовольство жизнью и др. В исследованиях П. личность является инструментом высокой внутр. силы. Ее Л.Толстой стремится дать отдельной душе то, что она может найти в глубоких истоках дух. существа; он указал, что идеалы могут проистекать не извне, не из материального мира, а из души. Многое из ядра нар. души выступило в Чехове. Но он, по замечанию П., интеллигентно сузил тему, окрасив живую душу в нац. тона. Его осн. вопрос: что такое рус. жизнь в ее естеств. формах, в ее тысячекратном многообразии? В теософской дух. жизни Запада существует наука, а в России ее место занимает личностная душа и личностный дух, не поддающийся, по мнению П., науч. анализу.

Соч.: Западноевропейская философия и искусство о проблемах человека. М., 1980; Может ли совесть диктовать? М., 1985, Социологические и философские идеи в политической драме 80-х годов. М., 1986; Проблема личности в русской драматургии. М., 1992; Драматические сцены А.СПушкина. М., 1999; С.Волконский: Человек на сцене и в мире музыки. М., 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое палеева наталья николаевна
Значение слова палеева наталья николаевна
Что означает палеева наталья николаевна
Толкование слова палеева наталья николаевна
Определение термина палеева наталья николаевна
paleeva natalya nikolaevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):