Большая биографическая энциклопедия - панарин александр сергеевич
Панарин александр сергеевич
(р. 26.12.1940) — спец. в обл. политол.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Горловка Донецкой обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1966), и асп. (1971). Работал асс. на кафедре филос. МИНХ (1966—1968; 1972—1975), затем — ст. преп., доц., зав. кафедрой управления, деканом ф-та экономики и управления И ПК руководящих работников и спец. Миннефтехимпрома СССР (1976—1984).
С 1984 — в ИФ АН СССР (ныне РАН): ст. н.с, вед. н.с, гл. н.с, зав. сектором соц. филос. ИФ РАН (с 1989), зав. кафедрой политол. МГУ (с 1992). Канд. дисс. — "Критика социальной доктрины Жана Фурастье" (1974). Докт. дисс. — "Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма" (1991). Работы П. посвящены проблемам филос. политики, филос. культуры, филос.
истории, анализу заруб. идеол. течений, совр. реформа-ционному процессу в России. Он выдвигает положение о том, что в гуманит. науках происходит изменение картины мира, аналогичное переходу от класс. к квантовой физике. Взамен линейной, подчиненной "непреложным закономерностям" истории в соц. филос. осваиваются принципы неопределенности, нелинейности, стохастичности, являющиеся основанием риска и свободы.
Политика при этом определяется П. как особый тип рисковой деятельности, посредством к-рой люди перерешают свою судьбу и меняют свой статус в об-ве. В филос. истории и филос. культуры П. подчеркивает возрастание экзогенных факторов, связанных с взаимовлиянием цивилизаций, с диалогом мировых культур. Полемизируя с представлениями о "конце истории", П.
подчеркивает, что "вулкан истории" продолжает "дышать", образуя новые соц. миры, новые модели обществ. развития. В новых работах П. иссл. процесс глобализации, подчеркивая ее асимметричность. Во-первых, глобализуются элиты, постепенно ускользая от нац. контроля, тогда как массы, напротив, нередко теряют свое прежнее большое цивилизац.
пространство под влиянием этнических расколов и автономизаций. Во-вторых, глобализация оборачивается "американизацией" мира — навязыванием ему стандартов амер. массовой культуры и "нейтрализацией" нац. ценностей. Обе эти черты глобализации ставят под вопрос многие достижения демократич. модерна — такие, как демокра-тич. суверенитет народа, контролирующего свои правящие элиты, нац.
суверенитет, соц. защищенность от давления рыночного "естественного отбора". П. предупреждает об опасности нового элитаризма, расизма, социал-дарвинизма, связанных с ограничением прерогатив нац. политики, культуры и морали в пользу бесконтрольных наднац. инстанций и механизмов глоб. рыночного отбора. Впервые в науч. литературе П.
разработал методологию глоб. полит. прогнозирования, объектом к-рого является качественно иное будущее. С одной стороны, он показывает, почему в нашу эпоху "пределов роста" и др. ограничений линейной динамики будущему предстоит быть качественно иным, с др., он предложил свои процедуры открытия такого будущего. Ключевым здесь является понятие дискретности ист.
времени, обозначающее тот разрыв между порядком прошлого и порядком будущего, между к-рыми таится хаос. Именно с хаосом связаны как новые риски, так и принципиально новые возможности; в этом смысле он является предпосылкой ист. творч. Предвидение итогов такого творч. возможно в том случае, если мы прошлое интерпретируем как фазу вызова, а будущее — как фазу закономерной реакции ответа.
Оценивая статус восточноевроп. (православной) цивилизации в глоб. мире, П. выдвигает гипотезу о превращении Европы из "двуосной" (романо-германской) в "трехосную" (славяно-романскую) и становлении новой Большой Европы как самостоятельного центра силы, препятствующего реставрации биополярной структуры мира, контролируемого такими сверхдержавами, как США и Китай.
Вовлечение православного региона в Большую Европу будет сопровождаться реконструкцией прежней модели соц. бытия: переходом от цивилизации обмена к цивилизации дара и дарения. За видимостью эквивалентного обмена прячутся такие неоплачиваемые морально-психол. инвестиции, как самоценное творч., бескорыстная инициатива, человеч.
солидарность и участие. Без этих скрытых инвестиций цивилизация в грядущем глоб. мире означает реабилитацию "архаики" самоценного творч. дарения, без к-рого перспектива ин-формац. об-ва, основанного на дух. производстве и творч., оказалась бы закрытой. В этом и состоит росс. альтернатива американизированному миру обмена. .