Большая биографическая энциклопедия - парфений небоза
Парфений небоза
— духовный деятель и писатель конца XVII и начала XVIII в. Русский по происхождению, по всей вероятности, выходец из Малороссии, где он "прежил многие лета", Парфений почти всю жизнь провел вне России, в землях, принадлежавших туркам. Время выезда его из России, а также время и место принятия монашества неизвестно; первоначальной целью его выезда, вероятно, было желание посетить святые места; эта цель сменилась стремлением оказать помощь русским христианам — турецким невольникам, дать им возможность "слышать слово Божие русским языком". Будучи черным священником, он путешествовал по восточным странам то на лошади или осле, пока были деньги, то пешком, когда обеднел, разыскивая единоверных по дальним селам и деревням, подвергаясь всяким невзгодам. Деятельность Парфения обратила на него внимание греческих иерархов; в 1691 году Константинопольским патриархом Каллиником он был рукоположен в епископы и получил Лаодикийскую митрополию; в этом сане, с благословения патриарха Константинопольского, он несколько раз по поручению митрополита Кизичского Кирилла управлял Кизичской митрополией в его отсутствие. В 1695 году Парфений вернулся в Россию, в 1701 г. был назначен митрополитом в незадолго перед тем завоеванный Азов, долженствовавший, по предположению Петра Великого, явиться центром новой епархии; но вследствие того, что учреждение Азовской митрополичьей кафедры не осуществилось, Парфений остался не у дел и только в 1703 году был определен архиеписком Холмогорским и Важским; отправившись в декабре 1703 г. к месту служения, он умер, не добравшись до Холмогор, в Ярославле 2-го января 1704 года. Парфений погребен в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре (ныне Архиерейский дом).
Жизнь Парфения на православном востоке, сколько можно судить по его письму к Петру Великому, была тесно связана с мыслью о благе соотечественников; помимо упомянутого выше стремления оказать нравственную поддержку своим единоверцам, Парфений пытался по мере сил дать им материальную помощь и представить возможность выкупиться из плена; замечательной может быть названа его забота об установлении постоянного богослужения на славянском языке в одной из церквей города Кизика. Сочувствие к России выказалось у него в содействии русскому послу Никите Алексееву перед Константинопольским патриархом в деле присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату (1686 г.).
Известность писателя Парфению доставили следующие его произведения: письмо к Петру Великому, панегирик в стихах Петру Великому по случаю победы под Азовом (На победу злочестивого Мустафы, султана турецкого), стихи патриарху Геннадию, символ или изъяснение утвари и сосудов церковных (рукопись Синодальной библиотеки, № 140) и перевод надписи на гробе Константина Великого "Како иногда победится злочестивый султан турский".
Митр. Евгений, Словарь исторический о... писателях духовного чина, 1827 г., ч. 2, стр. 151—153; Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, т. 22, стр. 910; Филарет, Обзор русской дух. литературы, изд. 1884, стр. 259; И. Шляпкин, Дмитрий Ростовский, изд. 1891 г., стр. 284, 361; Арсений, Летопись церковных событий, изд. 1899 г., стр. 680—681; Строев, Списки иерархов, изд. 1877 г., стр. 813; Н. Д., 900-летие российской иерархии, изд. 1888 г., стр. 104; H. Д., Иерархия всероссийской церкви, изд. 1892 г., т. 1, стр. 111, 142; Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом ("Ярославские епархиальные ведомости" 1861, № 4, стр. 29—35; здесь напечатано донесение Парфения имп. Петру); Донесение Парфения, митр. Лаодикийского, его императорскому величеству государю императору Петру Первому о том, как он освободил из турецкого плена российских подданных ("Отечественные Записки" 1828 г., ч. 33, № 94, стр. 203—220); А. Родосский, Описание 432 рукописей, изд. 1894 г., стр. 370. В. Н. Перетц, Записка митр. Лаодикийского Парфения о невольниках ("Чтения в историч. обществе Нестора летописца" 1901 г., кн. 15, вып. I; здесь по новому списку перепечатано донесение Парфения).
В. С—ий.
{Половцов}
Парфений Небоза
— духовный деятель (умер в 1704). Русский по происхождению, П. почти всю свою жизнь провел на православном Востоке, где усердно действовал по освобождению русских невольников из турецкого плена. В архиереи П. был рукоположен в 1691 г., с назначением епископом лаодикийским; несколько раз, по поручению митрополита кизического Кирилла, управлял его епархией, почему называется иногда митрополитом кизическим. В Россию П. вернулся в 1695 г., в 1701 г. был назначен митрополитом азовским, в 1703 г. — архиепископом холмогорским. Как писатель, П. известен стихами: "На победу злочестивого Мустафы, султана Турского" (1698), донесением Петру Великому о том, как он освободил из турецкого плена русских подданных ("Отечественные Записки" 1828, № 94; и "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1861, № 4), "Символом", или изъяснением утвари и сосудов церковных, и переводом надписи на гробе Константина Великого.
{Брокгауз}
Парфений Небоза
— митрополит Холмогорский и Важеский.
Родился в Малороссии.
Прозвище Небоза означает "бедный", "убогий", "несчастный", "обездоленный". В послании императору Петру I сам Парфений подобрал к своему прозвищу синоним — "рабский".
Длительное время он жил на Ближнем Востоке, много путешествовал, участвовал в освобождении русских пленников из турецкой неволи, для живших в Турции соотечественников совершал богослужения (для тех, кто "жаждет слышати слово Божие русским языком").
В 1686 году Парфений встретился в Константинополе со своим знакомым по Украине Иваном Лисицей, который приехал из Москвы вместе с послом Никитой Алексеевым и переводчиком Авраамом к Константинопольскому патриарху Дионисию за грамотами, санкционирующими подчинение Киевской митрополии русскому царю и строительство в Константинополе церкви Иоанна Предтечи. Парфений показывал приезжим город, водил их в Софийский собор, куда "с великою трудностию и платежем входят христиане", а также договорился о том, чтобы освобожденные им православные отправились с посольством в Россию. Сам Парфений тоже решил ехать с ними в Москву, однако доплыл только до Очакова, где посольство было задержано, и ему пришлось через Белгород (нынешний Белгород-Днестровский) возвращаться обратно на Восток.
Константинопольский патриарх Каллиник настолько уважал русского инока, что в 1691 году хиротонисал его во епископа с возведением в сан митрополита Лаодикийского (Антиохийский патриархат). Кизический митрополит Кирилл, оставаясь при патриархе в Константинополе, послал Парфения вместо себя на свою Кизическую кафедру, где Парфений находился около двух лет, поэтому он иногда называется митрополитом Кизическим.
В 1696 году Парфений наконец добрался до России. По возвращении в Москву он в 1698 году преподнес императору Петру I панегирик по поводу победы над турками. Даровитый и энергичный малоросс понравился государю, и в 1701 году он был рукоположен митрополитом в Азов. В Азов митрополит Парфений не прибыл.
3 декабря 1703 года назначен митрополитом Холмогорским и Важеским.
Святитель отправился к месту своего назначения, но по дороге, остановившись в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, тяжело заболел и 2 января 1704 года скончался.
Погребен в Печерской церкви под колокольней Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
Над могилой его поставлена деревянная рака, в которой прежде почивали мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
Труды:
Панегирик Петру I по случаю победы над турками под Азовом (1698).
Стихи на победу над турецким султаном Мустафой (1698).