Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - парнов еремей иудович

Парнов еремей иудович

(р.1935)

Рус. сов. прозаик и публицист, написавший все осн. НФ произв. в соавторстве с Михаилом Тихоновичем Емцевым (см.), известный также произв. др. жанров (науч.-поп. и науч.-худож., историч., биогр., приключенческой и детективной лит-ры); один из видных представителей сов. НФ 1960-х гг. П. род. в Харькове (ныне Украина), окончил Моск. торфяной ин-т, работал по специальности в моск. НИИ зарубежгеологии. Канд. хим. наук. Впоследствии переключился на науч. журналистику и лит-ру. Печататься начал с 1961 г. С 1966 г. професс. писатель. Чл. СП.

Первая НФ публикация ( в соавторстве с Михаилом Тихоновичем Емцевым) "Секрет бессмертия" (1961). Живет в Москве.

Плодовитый НФ дуэт Е. и П. (распавшийся в 1970 г.) представляет собой яркую страницу сов. "твердой" (естественнонаучной) НФ 1960-х гг. Темы р-зов и повестей соавторов, составивших сб. "Падение сверхновой" (1964), "Уравнение с Бледного Нептуна" (1964), "Последнее путешествие полковника Фосетта" (1965), "Зеленая креветка" (1966), "Ярмарка теней" (1968), "Три кварка" (1969), определялись общей атмосферой науч. оптимизма той поры, особенно радужных кибернетических и биол. "ожиданий". Биокибернетическое и биохим. воздействие на организм и психику человека, возникающее при встрече с неизв. доисторич. животными (см. Биология, Зоология фантастическая, Кибернетика), описано в р-зе "Конгамато" (1964); разум дельфинов и др. тайны строения обитателей океана, позволяющие частично воплотить мечту о "человеке-амфибии" в р-зе "Операция "Кашалот" (1964; др. "Иду в глубину") и повести "Лоцман Кид" (1964); биокатализатор, усиливающий жизненную активность организмов и перестраивающий их природу, в повести "Зеленая креветка" (1964); воздействие на эмоции человека, управление организмом с помощью биотоков (см. Мозг, Психология, Секс и эротика, Спорт и досуг) в р-зе "Приговорен к наслаждению" (1966; др. "Приговоренный к наслаждению"). Мн. произв. Е. и П. представляют собой добротную приключенческую фантастику, обильно "приправленную" самыми совр. науч. гипотезами, как, например, встреча с жизнью на принципиально иной основе, нежели земная (глубоководная хищная плазма, образующая единый сверхорганизм), в повести "Три кварка" (1967); особенно активно разрабатывалась тема новейших открытий и гипотез физики макрои микромира (см. Астрофизика и астрономия, Гравитация, Космология, Черные дыры) "Запонки с кохлеоидой" (1962), "Доатомное состояние" (1963), "Не оставляющий следа" (1963), "Уравнение с Бледного Нептуна" (1963), "Падение сверхновой" (1963), "Сфера Шварцшильда" (1967).

Вместе с тем, не прошли Е. и П. мимо традиционных тем НФ. Очередная "машина времени" (см. Путешествия по времени, "Хроноклазмы") изобретается в р-зе "Снежок" (1963); исчезнувшая древняя марсианская цивилизация оставляет своих "резидентов" на Земле до будущего контакта (см. Инопланетяне, Марс) в р-зе "Последняя дверь" (1964); др. пришельцы из далекого прошлого передают землянам секрет бессмертия, как выясняется, абсолютно бесполезного, ибо оно ведет к стагнации (см. Энтропия), в повести "Бунт тридцати триллионов" (1964). Нов. вариант глобальной катастрофы (полимеризация кислорода в атмосфере) развернут в р-зе "Цепная реакция" (1964); а в увлекательной повести "Последнее путешествие полковника Фосетта" (1964) исследователи открывают, очевидно, последний затерянный мир на Земле (см. Первые люди).

Примеры решения соц. проблем, относящихся к сфере "мягкой" (гуманитарной) НФ, не столь многочисленны (в осн., сведены к политич. памфлету). В одном из редких у Е. и П. НФ произв. крупной формы романе "Море Дирака" (сокр. 1966 "Черный ящик Цереры"; доп. 1966) своеобразный совр. "рог изобилия" кибернетическая машина, способная изготавливать точные копии любых предметов, немедленно становится и рогом изобилия проблем, обрушившихся на соц. разделенный мир (см. Интеллектроника, Кибернетика, Политика, Экономика). В повести "Душа мира" (1964) изображено "составное об-во", гештальт-организм, в к-ром каждый индивидуум играет роль клетки; основа такого "единения душ" (изображенного авторами без особого оптимизма) биоустройство, улавливающее телепатемы всех людей на Земле и организующее теле-контакты вплоть до обмена личностями (см. Биология, Мозг, Телепатия). Масовая психол. обработка об-ва с помощью наркотиков описана в повести "Слеза Большого водопада" (1969; др. "Семь банок кофе"); изготовление "биокопий" солдатских возлюбленных (см. Война, Секс и эротика) в повести "Возвратите любовь" (1966), в к-рой также впервые, видимо, в НФ описано "чистое ядерное оружие" (см. Ядерная война). Наконец, удачными примерами антифашистской НФ остаются два произв. Е. и П. р-з "Идеальный ариец" (1966) и роман "Клочья тьмы на игле времени" (1970; др. "Белые балахоны"); герой последнего, ученый -историк из далекого будущего, совершает командировки в прошлое для изучения истории реакционных режимов всех ви-дов от тираний древности до совр. фашизма (см. История в. НФ, Путешествия во времени).

Вл. Б.

П., после того, как популярный в 1960-е гг. "дуэт" распался, фактически отошел от НФ, сохранив гл. обр. руководящие и представительские функции в этой лит-ре: возглавлял (вместе с А. Кулешовым и А.П.Кешоковым) Совет по приключенческой и НФ лит-ре СП СССР, представлял сов. НФ на разл. междунар. форумах, в т.ч. на ежегодных конференциях ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов). В "сольных" детективно-историко-приключенческих (и "маргинально" НФ) романах П. "Ларец Марии Медичи" (1972), "Третий глаз Шивы" (1975) и др. проявился (хотя и в латентной форме) интерес автора к мистицизму и оккультизму; в повести "Проснись в Фамагусте" (1981; 1989), а также двух "критических" очерках "Боги Лотоса" (1980) и "Трон Люцифера" (1985) автор не столько критически анализирует разл. оккультные учения Востока и Запада, сколько увлеченно их популяризирует (см. Магия, Мифология в НФ, Псевдонаучные культы).

Многочисленные предисловия и статьи П. о НФ объединены в один том "Современная фантастика" (1968; испр.доп. 1974 "Фантастика в век НТР"; испр.доп. 1982 "Зеркало Урании").

А. Л.



Парнов, Еремей Иудович

(р. 1935) — прозаик, публицист, эссеист. Родился в Харькове, живет в Москве. Окончил Московский торфяной ин-т; работал в Московском НИИ зарубежгеологии. Канд. хим. наук. Занимался научной журналистикой. С 1966 г. — профессиональный писатель, один из лидеров (в соавторстве с М. Емцовым) советской НФ 1960-х гг. Длительное время возглавлял Совет по приключенческой и НФ литературе СП СССР.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое парнов еремей иудович
Значение слова парнов еремей иудович
Что означает парнов еремей иудович
Толкование слова парнов еремей иудович
Определение термина парнов еремей иудович
parnov eremey iudovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):