Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - пасхалова алевтина михайловна

Пасхалова алевтина михайловна

(по мужу Аносова) [27.5 (8.6). 1875, с. Сокур Саратов. губ. — 1.4.1953, Саратов] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1934). Род. в семье надворного советника. Образование получила в Саратов. женском ин-те, где обучалась также игре на ф-п. у Ф. Достоевского (ученика А. Рубинштейна и племянника известного писателя) и пению — у итальянца Рокко. В ученических концертах исп. ф-п. произв. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, пела в хоре. В 1893 поступила в моск. вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре ее услышал С. Мамонтов и пригласил в Моск. частную рус. оперу на партию Церлины ("Дон Жуан"). В 1893—98 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), к-рую окончила с малой серебряной медалью. Живя в доме Е. Лавровской, познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и неоднократно исп. оперные арии и романсы в их сопровождении. В 1895 на одном из вечеров в доме родственников поэта Е. Баратынского, ее слышал Л. Н. Толстой. Будучи ученицей конс., в 1898 принимала участие в гастрольных спектаклях Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова в Петербурге, где выступила в партии Снегурочки п/у Н. Римского-Корсакова. В том же году, подготовив партию Аннхен под рук. арт. моск. Малого т-ра Г. Федотовой, выступила на выпускном экзамене (Большой т-р, п/у В. Сафонова). В 1898—99 солистка Моск. частной рус. оперы. Позднее выступала в Казани (1899, 1900, 1908, 1909), Перми (1899, 1901, 1902—03), Саратове (1900, 1915 — Общедоступная опера), Житомире (1901), Каменец-Подольске, Н. Новгороде (1904), Москве (т-р "Аквариум", антр. М. Медведева), Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева). В 1905—08 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Лакме). Затем пела в Саратове, Перми, Екатеринодаре (1910), Казани, Харькове (1910— 11), Тифлисе (1912—13), Кишиневе. В 1912 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли. В 1906, 1911 — 12 концертировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в т-ре "Ла Скала"). В 1913—14 концертировала в Екатеринодаре, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Бухаре. Обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром. Исп. отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драм. эпизодах. Один из харьков. муз. критиков писал: "Приятно и смотреть, и слушать несомненно талантливую и интеллигентную артистку. Ее исполнение необыкновенно цельно и законченно. Все обдумано до малейших подробностей — костюма, жеста, движения, оттенков пения. В передаче разнообразнейших настроений чувствуется та свобода и уверенность, та простота и естественность выражения, которыми отличается художественное исполнение". Репертуар включал св. 60 партий.

1-я исп. партий: Дуни ("В 1812 году"); в Москве — Ксении ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова); в Харькове — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан", эту партию подготовила под рук. Н. Боголюбова); на рус. сцене — Фрейи ("Золото Рейна"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Татьяна, Иоланта, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Джильда, Офелия, Недда, Чио-Чио-сан, Маргарита Валуа, Маргарита ("Фауст"), Олимпия, Фрейя, Лакме (эту партию подготовила с Марией Ван Зандт). "В партии Лакме сценическая сложность не обременяла г-жу Пасхалову, и артистка дала великолепно выдержанную, в хрустальной чистоте вокализма нежную дочь богов, у которой пробудилось человеческое чувство любви..." (Ц. Кюи).

Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маша ("Дубровский"), Фатима ("Кавказский пленник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Ганна ("Майская ночь"), Волхова, Панночка-Русалка, Криза, Одалиска; Эвридика, Памина, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Матильда, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Мими ("Богема"), Микаэла, Манон, Лейла, Кармен, Зиглинда, Гутруна, Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Партнеры: И. Алчевский, Ж. Девойод, И. Ершов, Е. Збруева, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Н. Фриде, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Э. Купера, Э. Направника, И. Палиева, И. Труффи.

После 1917 принимала активное участие в концертах для рабоче-крестьянской аудитории. П. была одной из первых исп., пропагандировавших в России произв. К. Дебюсси — в 1923 в Малом зале Моск. конс. пела арию Лии из кантаты "Блудный сын", цикл "Забытые ариетты" и романсы "Мандолина", "Задушевный разговор". В камерном репертуаре певицы были также романсы М, Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, произв. сов. композиторов и нар. песни. Последнее выступление певицы состоялось в 1929 в Саратове на юбилейном вечере, посвященном 30-летию ее арт. деят-сти (исп. в сопровождении оркестра романсы Римского-Корсакова "Тихо вечер догорает", "В темной роще замолк соловей", "Ночь пролетела над миром").

С 1915 жила в Саратове, где после революции содействовала созданию оперного т-ра. С 1918 преподавала в Саратов. конс. (проф.). За 32 года пед. деят-сти воспитала целую плеяду сов. певцов, среди к-рых М. Денисов, Н. А. Пасхалова (ее дочь). В годы Великой Отечественной войны, когда Моск. конс. была эвакуирована в Саратов, была также проф. вокальной кафедры этой конс.

Записывалась на грампластинки (1913, романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена).

Соч.: Воспоминания заслуженной артистки РСФСР профессора А. М. Пасхаловой / Под ред. Н. А. Пасхаловой (рук.). — в ГЦММК; частично опубликована в жури. "Муз. жизнь", 1968, № 13. С. 19—20; Замечательный художник. (Из воспоминаний о К. С. Станиславском) // Коммунист (Саратов). 1938, 17 янв.; Методич. статьи: "Вокальная педагогика и ее задачи", "Работа над постановкой голоса для руководителя хора русской народной песни", "О камерном пении и его задачах", "Воспитание и охрана детских голосов", "Роль произношения в пении", "Что нужно для совершенствования голоса в начале обучения", "Научные основы постановки голоса", "Развитие бельканто", "Моя педагогическая работа и ее результаты" и др. (все в рук.). — в ГЦММК, ф. 200, ед. хр. № 1 —10.

Лит.: Назаревский П., Белецкий И. Пасхаловы. — Л., 1970. С. 68—76; Назаревский П. Факел негасимый // Театр. жизнь. 1977. № 11. С. 30—31; Тимохин В. Династия Пасхаловых // Муз. жизнь. 1979. № 1. С. 17—18; Кочетков А. Героиня русской провинциальной сцены // Сов. музыка. 1980. № 11. С. 140— 141; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 44—46; нек-рые архив. материалы певицы — в ЦГАЛИ, ф. 2492.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пасхалова алевтина михайловна
Значение слова пасхалова алевтина михайловна
Что означает пасхалова алевтина михайловна
Толкование слова пасхалова алевтина михайловна
Определение термина пасхалова алевтина михайловна
pashalova alevtina mihaylovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):