Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - патрикеев князь василий иванович

Патрикеев князь василий иванович

(по прозванию Косой, в монашестве Вассиан) — боярин и воевода в. кн. Иоанна III. До невольного пострижения в монашество В. И. оказал услуги как на военном, так и на дипломатическом поприщах. В 1492 г. он послан был великим князем в Углич арестовать детей кн. Андрея Углицкого, тогда же арестованного в Москве, а в следующем году вместе с двоюродным братом своим, Даниилом Васильевичем Щеней, взял Вязьму и привел в Москву тамошних князей и панов. В 1494 г. В. И. ездил с кн. С. И. Ряполовским в Вильну к кн. Александру "свершити любовь и сватовство" (Елены, дочери Иоанна III). Через два года в. кн. послал его из Новгорода, вместе с другими воеводами, в Каянскую (Гамскую) землю, в Финляндии; землю эту воеводы "пусту сотвориша" и возвратились с большой добычей и полоном. Но более замечательным В. И. становится в монашестве. Во время известной опалы Иоанна III на старую боярскую партию (1499 г.), по делу внука его Димитрия, сына Василия и супруги, Софьи Фоминичны, Патрикеевы избавились от смертной казни только благодаря заступничеству митрополита Симона и других святителей, а может быть, и родству с вел. князем, — но они должны были постричься в монахи. В. И. постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, принял имя Вассиана и, живя в этом монастыре, сделался ревностным учеником и последователем главы так называемых белозерских или заволжских старцев, Нила Сорского. Последний был убежденным и искренним противником известного Иосифа Волоцкого по взглядам его на монашескую жизнь: Нил Сорский заявлял протесты против любостяжания монахов, против монастырских вотчин и т. п., — проповедывал, что монах должен жить и питаться делом рук своих; он не признавал также внешнего благочестия и считал бесполезными посты, молитву, поклоны, даже присутствие при богослужении, если все это не соединено с стремлением к внутреннему совершенствованию, внутренней переработке души. В 1508 г. он скончался, но продолжателем его учения выступил Вассиан Патрикеев. Он вел ожесточеннейшую письменную борьбу с Иосифом, а по смерти его и с его учениками. Вассиан обладал начитанностью и, можно сказать, литературным талантом; вообще — это был человек умный. Вел. князь очень уважал его за ученость и нравственную жизнь, перевел его в Симонов монастырь и любил беседовать с ним. Живя и в Москве, Вассиан продолжал полемику с своими противниками. Резко отзываясь о любостяжании современных монастырей, он касался и святителей, а также сильно возвышал голос против казни еретиков вообще (см. Нил Сорский), хотя, опасаясь раздражить вел. князя, не осмеливался отрицать власти государя — казнить нераскаянных еретиков. Иосиф, а потом ученики его, с неменьшей запальчивостью опровергали его и даже старались уличить его в ереси. Они, между прочим, ссылались на "Кормчую" (Номоканон), а Вассиан указал митрополиту Варлааму и духовному собору на противоречия Евангелию и Апостолам, существовавшие в этом кодексе. Митрополит благословил его составить новый свод правил, ничего, впрочем, не изменяя по существу дела, и Вассиан, выбрав более исправный сербский список Кормчей, сверил его, (1518 г.) при помощи Максима Грека (с которым недавно сошелся в Чудовом монастыре и который решительно принял его сторону), с греческим подлинником и составил новый свод. К своей "Кормчей" Вассиан приложил так называемое "Собрание", направленное против его антагонистов. Вассиан поднес "Кормчую" государю. Великому князю, конечно, приятно было бы воспользоваться монастырскими вотчинами, но в то же время было бы опасно лишиться той нравственной поддержки со стороны духовенства, которую искони последнее оказывало светской власти и которая так сильно действует на народ. При том же у великого князя уже тогда была мысль о разводе с женой, а митрополит Варлаам вместе с последователями Вассиана не сочувствовал этой мысли, между тем как "осифляне", то есть последователи Иосифа Волоцкого, любившие льстить и угодничать светской власти, поддержали бы великого князя в его стремлении. И вот, в 1522 г. Василий Иоаннович, устранив Варлаама, взял на его место осифлянина Даниила, игумена Волоколамского монастыря. Даниил начал сильно преследовать как Вассиана, так и Максима Грека. В это время великий князь обратился с мучившим его вопросом о разводе к Даниилу и Вассиану. Не трудно угадать, что ответил митрополит, но Вассиан чрезвычайно резко отозвался о намерении государя, противном учению Христову и правилам апостольским. Великий князь, конечно, не мог оставить безнаказанной дерзость Вассиана, но не решался сделать этого немедленно, — понятно, по каким причинам. Максим Грек был уже сослан, но Вассиана еще не трогали. Между тем, великий князь окончательно перешел на сторону осифлян и, как бы в доказательство этого, с целью помолиться о даровании ему сына, начал ездить по монастырям и делать вклады в них. Наконец, в 1530 г. он дождался желаемого: у него родился сын. Вскоре после этого (1531 г.) назначен был над Вассианом соборный суд, на котором председателем и вместе судьей был митрополит Даниил. Сила была, конечно, на стороне последнего, и суд нужен был, так сказать, только для формальной чистоты совести судей: Вассиан обвинен был в искажении Номоканона и истин христианской веры в своих писаниях. Как бы в насмешку над его убеждениями, его полемикой с осифлянами, он сослан был в Иосифов Волоколамский монастырь и вскоре там умер, а по сказанию Курбского — уморен осифлянами по повелению великого князя.

"Поли. собр. русс. лет.", VI, 43, 243; VIII, 228, 231, 236; "Временн." Строева, II, 240, 243, 247, 252—253, 261; "Архангелогор. лет.", 170, 171, 173, 174; "Русск. Временн.", II, 195, 209, 215; "Степенн. кн.", II, 159—160; "Собр. гос. гр. и дог.", I, № 150; "Труды вольн. росс. собр." I, 226; "Разряды" в "Отеч. Зап." 1830 г., ч. 44, стр. 24; Спиридов, "Сокр. опис. служеб росс. двор.", I, 29—30; "Сказания Курбского", 4—5; "Судное дело Вассиана" в "Чтен. Общ. Ист. и Др." 1847 г., № 9 и 1859, III, стр. 1—16; Хрущов, "Князь — инок Вассиан Патрикеев" в "Др. и Нов. России" 1875 г., № 3; П—ов, "Васс. Патрикеев и его полемика" в "Чтен. в Общ. любит. дух. просвещения" 1873 г., № 5; Костомаров, "История в жизнеопис.", т. I, стр. 180; Бантыш-Каменский, Словарь достоп. людей, ч. IV, М., 1836 г., стр. 131—132; полная библиография — у С. А. Венгерова в "Источниках словаря русских писателей", т. I, СПб., 1900, стр. 507—508 и в его же "Критико-Биографическом Словаре", т. IV. СПб., 1895 г., стр. 184—189.

А. Экземплярский.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое патрикеев князь василий иванович
Значение слова патрикеев князь василий иванович
Что означает патрикеев князь василий иванович
Толкование слова патрикеев князь василий иванович
Определение термина патрикеев князь василий иванович
patrikeev knyaz vasiliy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):