Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - пересветов иван семенович

Пересветов иван семенович

— писатель-публицист конца XVI века. Некоторые биографические сведения о себе сообщает сам Пересветов в одном из своих сочинений; по словам его, он потомок Пересвета, погибшего на Куликовском побоище, жил долгое время вне русских пределов, был на службе у королей венгерского, чешского и польского, провел несколько месяцев у воеводы молдавского Петра, затем при Иване Васильевиче Грозном выехал к нему и был пожалован поместьем; сочинения свои он представлял непосредственно самому царю. Трудно сказать, выдумка ли все эти биографические данные или есть в них доля правды; анахронизмы в сочинениях Пересветова говорят за первое предположение; но кое-какие мелочи языка его произведений, указывая на то, что автор был знаком с речью нерусских славян, как бы дозволяют дать некоторую веру его словам; ссылка на инока Пересвета едва ли правдоподобна: скорее можно думать, что именем Пересвета автор воспользовался, как символом, означающим верного сына отечества, готового за него положить свою жизнь. По мнению некоторых исследователей, самое прозвище "Пересветов" — псевдоним, и даже псевдоним сборный, которым прикрывались русские сатирики, решившиеся обнаружить дурное состояние Московского государства.

Сочинений Пересветова сохранилось три: "Эпистола Ивашки Семенова Пересветова", "Сказание о Петре Волошском, как писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии" (иначе "Мудрые речи воеводы Волошского Петра") и "Сказание Йвана Пересветова о царе Турском Магмете, како хоте сожещи книги греческие". Первые два сочинения иногда соединяются в списках в одно: "Премудрости греческих философов и латинских докторов и Петра Волоского воеводы. Царю Иоанну Васильевичу от Ивана Пересветова"; тем не менее, кажется, их следует считать двумя самостоятельными сочинениями; это в особенности указывают ссылки списков "Эпистолы" на "Мудрые речи Петра", как на переданные царю ранее и, таким образом, как бы существовавшие от нее независимо. Следует отметить, что кроме речей Петра в "Эпистоле" упоминается еще о речах царских: Подал есми тебе две книжки с речьми царскими, что есми вывез из иных королевств,... и будет тебе не полюбилися, и ты, государь, те книжки обе мне вели отдати назад". Описка ли переписчика, назвавшего речи Петра царскими речами, другое ли это произведение Пересветова, в настоящее время сказать затруднительно.

Смысл и цель сочинений Пересветова наиболее резко выразились в "Эпистоле" и особенно в "Мудрых речах Петра" и заключаются в стремлении оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти; чтобы иметь возможность свободнее говорить о зле, происходящем от силы высших сословий, и о худом положении русского государства, автор — убежденный враг боярства — переносит действие в Византию, гибнущую, по его словам, из-за бояр: там они отняли у царя счастье и мудрость, помутили царство неправедными судами, обобрали народ кормлениями, унизили рабством, разбогатели от крови и слез христианских, местничеством сгубили войско; и автор речами воеводы Петра высказывает свою боязнь, чтоб и с Россией не произошло того же: царь русский, говорил воевода, должен быть "грозен и самоупрямлив и мудр без воспрашиванья", он должен сам заботиться о войске, необходимом для охраны южных украин от крымского хана, для смирения Казанского царства, он должен управлять "своим рассмотреньем", не полагаясь на бояр; под их властью все погибнет, так как наибольшая их забота клонится к созданию собственного личного блага. "Сказание о Магмете" представляет много странностей и с фактической стороны не имеет ничего общего с историей: ни желания перейти в христианство, что приписывается повестью Мухамеду, ни намерения уничтожить греческие книги не было у завоевателя Царьграда, а эти положения являются основой всего сказания. По идее своей, сказание приближается к другим сочинением Пересветова: оно проповедует необходимость крепкой власти, грозного, равного для всех суда и как бы оправдывает жестокости Ивана Грозного; бедствия Византии представляют образец того, до чего могут дойти христиане при таком отношении к вере и жизни, каково было в описываемой автором Византии, под которой он разумел современную ему Русь.

Время написания сочинений Пересветова неопределенно. Упоминания о Казани относят их к началу царствования Ивана Грозного; то же указывают и описания неистовств бояр; но жестокости Мухамеда и видимое сближение их с проявлением гнева Грозного говорят за составление повестей в конце Иоаннова царствования. По словам автора в "Эпистоле", сочинения его писаны в разное время, именно, "Мудрые речи Петра" на 11 лет опережают "Эпистолу"; если это показание сопоставить с упомянутым предположением о том, что повести перепутаны между собой при переписке, то некоторое объяснение их хронологических несообразностей может быть найдено; ввиду того что такое объяснение может быть только предположительным, следует сказать, что позднейший предел составления повестей относится к концу XVI, или в крайнем случае к началу XVII в., так как уже от начала XVII в. сохранились списки сочинений Пересветова.

И. Добротворский, "Памятники русской и славянской письменности и литературы" — в "Ученых Записках Имп. Казанского Университета", 1865 г., т. I, стр. 21—46; А. Попов, "Обзор хронографов русской редакции". М., 1869, т. II, стр. 85—87; А. Попов, "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенный в хронографы русской редакции", M., 1869, стр. 165—167; A. Пыпин, "История русской литературы". СПб., 1898, т. II, стр. 496—497; С. Соловьев, "История России", т. II, 1894, стр. 333, 530—531; Н. Карамзин, "История государства российского", т. IX, пр. 849, СПб., 1821; Строев, "Библиологический словарь", 1882, стр. 136.

В. С—кий.

{Половцов}



Пересветов, Иван Семенович

— публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последней, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и прим. 85) считает "Епистолу" произведением опричника.

В. Р—в.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое пересветов иван семенович
Значение слова пересветов иван семенович
Что означает пересветов иван семенович
Толкование слова пересветов иван семенович
Определение термина пересветов иван семенович
peresvetov ivan semenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):