Большая биографическая энциклопедия - петрик
Петрик
— малороссийский политический деятель конца XVII в., поднявший знамя бунта против Мазепы и центрального русского правительства. Настоящее имя его было Петр Иванович; Петрик же было его прозвище (уменьшительное от Петр); в одной песне он называется еще Петричевским.
Довольно подробные известия о его политической деятельности мы встречаем в известной "Летописи" Величка, и они, что очень важно, вполне совпадают с документальними данными, заимствованными Н. И. Костомаровым из Московского Архива Министерства Юстиции и Иностранных дел. Петрик первоначально занимал должность старшего войскового канцеляриста; ему поручил гетман Мазепа отвезти царское жалованье полтавскому полк.
Жученку. Он исполнил это поручение, но на обратном пути, оставив сани под скирдой сена, по льду переправился через Днепр и удалился в Запорожскую Сечь, где был избран войсковым писарем. В Запорожской Сечи Петрик, впрочем, пробыл недолго и отправился в 1692 году в Крым, чтобы возбудить крымских татар против России. У него был план отторжения Малороссии от России при помощи крымцев, раздраженных двумя предшествовавшими походами князя В.
В. Голицына. Еще будучи в Сечи, Петрик возбуждал кошевого подняться против России; с одной стороны, он возлагал надежду на татар, с другой, — на черный люд. "Я горло свое ставлю, — говорил он кошевому, — и велите мене на суставы порубаты, колы то вся Украина, начавши от Полтавы, не поклонится, тилько хоч 6 тысячей орды возьми... Я знатыму, з якого конця початы..., а гетман сей зараз в Москву утече, бо там его вся душа, а тут тильки тень его; а "голоколинки" (бедные люди) сами чортив-панив подавять, а мы вже прыйдемо на готовый лад".
В Крыму Петрик заключил от имени запорожцев договор с татарами и затем выступил с ними в поход против Poccии, рассылая "прелестные" письма в кош. Крымский хан поставил Петрика казацким гетманом и даровал ему знаки его нового достоинства — хоругвь, прапор, бунчук, серебряный пернач, златоглавную чугу и турецкого коня с полным прибором.
Петрик сам понимал, что затевает гражданскую междоусобную брань, но надеялся усмирить ее при помощи запорожцев я мечтал о воссоединении правои левобережной Малороссии, как это было во времена старого Хмельницкого; правобережная Малороссия должна была, по его мысли, заселиться теми слобожанами (обитателями Слободской украйны), которые некогда ее оставили.
Таким образом, в своих политических комбинациях Петрик шел по стопам Дорошенка. Ho если подобная политика умного и талантливого Дорошенка не привела к цели, то на что и на кого мог рассчитывать теперь Петрик? Союз с басурманским Крымом был настолько противоестественен, что претил гражданскому чувству всякого истинного украинца... Сам Петрик, очевидно, понимал это, когда говорил: "Не дай Бог воевать свою отчизну; не хороша та птица, что собственное гнездо марает, не добрый тот пан, что собственную вотчину разоряет!.." И между тем, он оказывался таким именно паном; сами крымцы говорили о себе, что они привыкли не давать подарки, а брать их, как это было и при Хмельницком. Мазепа в своем универсале, обращенном к малороссийским полчанам, также указывает, какой громадный вред принесли народу восстания, поднятые Серком, Сулимой, Суховеем, Ханенком: в это время правобережная Малороссия была окончательно разорена; "где бывали, — говорит он, — городы люднии и святынями божиими вельми оздобнии, там теперь за грехи наши пустыня и жилище зверем найдуется; з чого не тилко каждий тоей отчизни зичливий сын слезы з очей своих точыть мусить, але и каждаго добраго христианина неутолимая обийдет жалость".Эти указания должны были, естественно, парализовать значение аргументов, приводимых Петриком в пользу затеянного им дела. а Петрик в своем универсале писал между прочим: "а тое ведайте, що сяя война на москаля всчалася не для чего иншого але для ваших волностей и общого, всенародного посполитого добра; кгдиж не треба вам того много писати, сами знаете, що вам деють москали и свои драпежнии паны и що ся вам чинит от арендаров, все тое добре знаете, поневаж объиздили вам шии и худобы ваши все пообирали; коды тепер даст нам Господь Бог всемогущий выбытись с под ярма московского, то як сами схочете, такий между собою порядок учините, же бысте такия заживали волности, якия уживали предкови ваши за Хмельницкого".
Любопытная отповедь на это обращение была составлена в гетманской канцелярии и отправлена к Петрику от имени полтавских обывателей; она напоминает собой знаменитый ругательный ответ запорожцев турецкому султану. Указав, что Петрик провел свое детство среди нищих и питался подаянием, составители письма ставят ему на вид его самомнение, гордыню и потом продолжают: "Як тебе, собако скаженая, не завстыдыть твоя подлость, же бы не по лицу своему дело зачинаешь и як не озмет страх и трепет, же за твои богопротивнии дела, що мятежи и кровопролитие межи народ христианский внести прагнешь (стараешься), скорая постигнет тебе помста (месть) Божия? Не разумей того, божеволний (сумасшедший) глупче, абы тебе и одна душа живая тут з межи народу тим тебе назваты хотела, чим ты себе негодныку титулуешь (т.
е. гетманом)... А що ты кламцо в скверном письме своем прекладаешь, будто нам деются якия тяжати (тягости) и неволи, то всему свету тое явно, що лжеш и брешеш... А же спомынаеш калгу салтана з ордами, будто на помочь тебе будучого, то мы тому не веримо и того не сподеваемся, аби з Крымского панства такий особа мел тобе лгареве и щенюку последовати.. хиба то який цыган перед тобою, дурным блазком, солтаном назвался и прибравши тысячей килко голоты татар, выйшол з тобою безумного твоего дела помогати, чого и малий салтан, не тилко калга, учинити не хотел бы".
.