Большая биографическая энциклопедия - пимен черный
Пимен черный
(† в 1571 г.) — новгородский архиепископ. Был противником митрополита Филиппа. Когда вследствие доноса, что новгородцы готовы передаться на сторону поляков, царь Иоанн IV прибыл в Новгород и с 2 января по 13 февраля 1570 г. совершал ужасные казни, с П. были торжественно сняты принадлежности его сана, после чего в нищенском одеянии он был посажен на белую кобылу, к которой его привязали ногами, вручив ему бубны и волынку; в этом виде его водили по городу, затем сослали в тульский Веневский монастырь. Им основан Тихвинский монастырь, Новгородской губ. Под его именем значится "Окружное послание" к духовенству епархии в списке "Стоглава" XVI в., в библиотеке рукоп. Ундольского. См. Здравомыслов, "Иерархи Новгородской епархии" (Новгород, 1897).
{Брокгауз}
Пимен Черный
— святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.
(† 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых).
До епископства был клириком Кирилло-Белозерского монастыря Новгородской епархии.
20 ноября 1552 года хиротонисан в архиепископа Новгородского и Псковского, а 6 декабря уже прибыл в Новгород и сразу же проявил себя как деятельный и рачительный иерарх: "Еще смертоносное поветрие не престало в Новегороде, он же нача служити во святей Софеи и поставляти по обителемь игумены, а по всем церквам священники, и оттоле нача милость Божия быти, помале и поветрие преста".
За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу". Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году — новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году "обложил" Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.
Согласно Житию митрополита Филиппа, архиепископ Пимен первым внял клевете, порочившей митрополита Филиппа (Колычева, 11569; память 9/22 января, 3/16 июля), и изрек вместе с другими: "Како царя утвержает, самому же неистовая творящу". В ответ гонимый митрополит будто бы пророчески заявил архиепископу Пимену: "И тщишися чужий престол восхитити, но и своего помале извержен будеши". Однако мучения, которые претерпел архиепископ Пимен во время новгородского похода Ивана Грозного, оправдали его в глазах современников. Резкий в своих оценках А. М. Курбский не решается безоговорочно осудить главу новгородской Церкви: с одной стороны, "глаголют его похлебовати мучителю, и гонитель был вкупе на Филиппа митрополита", но, с другой стороны, "был Пимин чистаго и зело жестокаго жительства". В течение длительного времени "царь мирволил к Новогородскому владыке". Будучи в Русской Церкви вторым лицом после митрополита, архиепископ Пимен должен был принимать участие в ответственных государственных делах. В начале 1565 года архиепископ Пимен, наряду с архимандритом Московского Чудова монастыря Левкием, возглавил делегацию в Александрову слободу, которая просила Ивана Грозного вернуться к власти.
По доносу архиепископ Пимен был обвинен в намерении "Новгород и Псков отдати литовскому королю". Царь прибыл в Новгород и в продолжение шести недель, со 2 января по 13 февраля 1570 года, совершал свои страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян. Ограблены были не только жилища граждан, но и все монастыри, все церкви, начиная с Софийского собора; из них взяты были кроме казны священные сосуды, лучшие иконы, ризы, колокола и отправлены в Москву. До пятисот игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев собраны были из всех новгородских монастырей, всенародно поставлены на правеж и по повелению царя забиты палицами до смерти, а потом развезены по своим монастырям для погребения. При въезде в Новгород царь не только отказался принять благословение архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Ивана Грозного с опальным владыкой произвела большое впечатление на современников, о чем свидетельствуют не только летописные известия, но и рассказы иностранцев. Если верить сообщению Альберта Шлихтинга, царь, надругавшись над саном Пимена, сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Воплощая в жизнь свою жестокую шутку, царь велел посадить архиепископа на кобылу, которую назвал его женой, вручил святителю бубны и волынку — атрибуты скомороха. Так владыку, как шута, возили по улицам города. В таком же виде отправили архиепископа в Александровскую слободу, а затем, лишив сана, сослали в Николаевский Веневский монастырь под Тулой, где он вскоре скончался. А. М. Курбский в своей "Истории" утверждал, будто царь еще в Новгороде повелел утопить архиепископа в реке.
Ссылку свою святитель провел в посте и молитве.