Большая биографическая энциклопедия - подъячев семен павлович
Подъячев семен павлович
[1865—1934] — писатель. Род. в бедной крестьянской семье. Как и многие другие писатели бедноты, прошел суровую школу жизни: переменил множество профессий — от чернорабочего до человека "интеллигентного" труда (см. его автобиографическую повесть "Моя жизнь"). Член ВКП(б) с 1918. После Октября был заведующим Отделом народного образования, детским домом, библиотекой, был секретарем партячейки (в родном селе Обольянове-Никольском Московской губернии).
Первый рассказ П. "Осечка" появился б 1888 в журн. "Россия". Лит-ую известность П. получил с 1902, когда В. Короленко в журн. "Русское богатство" напечатал первое его крупное произведение "Мытарства", вызвавшее ряд откликов и послужившее поводом для ревизии изображенного автором "работного дома". Это произведение обнаружило в авторе представителя надежд и стремлений пауперизующейся крестьянской массы — будущей резервной армии рабочих. В противовес идиллически-подслащенному изображению "народа-страстотерпца" в творчестве либеральных народников П. с беспощадным реализмом раскрывает перед читателем подлинный лик дореволюционной деревни, страшную правду о жизни
деревенской бедноты, безгранично эксплуатируемого сельского пролетариата, загоняемого на "дно", в мир босяков и "золоторотцев". В повести "Мытарства" и примыкающих к ней очерках "По этапу" [1903] дана фигура безработного, выходца из деревни, вынужденного вместе с голытьбой Хитрова рынка искать спасения от голодной смерти в "работном доме" кн. Юсупова, "этапным" порядком отправляемого в деревню на родину и т. п.
Жизнь пауперизованной крестьянско-батрацкой массы в деревне становится в центре творчества П. Дикое сочетание крепостнических форм эксплуатации с капиталистическими, бесчеловечное обращение с рабочей силой в помещичьей экономии, где батраки приравнены к рабочему скоту, где оплата труда целиком зависит от прихоти и каприза управляющего имением, изображено в повести "Среди рабочих" [1904]. Аналогичная участь постигает батрака и в хуторском хозяйстве кулака ("У староверов", 1907). Горькая, беспросветная жизнь крестьянина-бедняка, не могущего прокормиться на своем клочке земли, доведенного безвыходной нуждой до преступления, показана в повести "Жизнь и смерть" [1911]. Характерно, что, даже изображая монастырскую жизнь, П. не ограничивается разоблачением религиозного лицемерия пьяной и развратной монашеской братии, а на 1-й план выдвигает эксплуататорскую сущность монастырской организации, использующей даровой труд рабочих — послушников ("К тихому пристанищу").
Одновременно П. показывает, как разрушается консерватизм патриархальной психологии мелкого товаропроизводителя, как выветривается старая семейная мораль. Набожная преданность всему освященному седой давностью заменяется оголтелым отрицанием, вчерашний покорный и почтительный сын становится дерзким и своевольным ("У староверов"), в раздираемой экономическими противоречиями крестьянской семье возникают раздоры и преступления ("Семейное торжество", 1910). Пастух, убивающий подпаска за кражу сапожных головок ("Жизнь и смерть"), крестьянин Агап, рабски пресмыкающийся перед барином, согласившимся крестить его сына ("Семейное торжество"), мужик, в припадке ревности зверски истязающий ни в чем неповинную жену ("Зло", 1909), баба, из-за нескольких рублей сживающая со свету взятых ею на прокорм грудных детей из воспитательного дома ("Шпитаты", 1913), — таковы герои развертываемой П. мрачной крестьянской эпопеи. Заслуга писателя в том, что он без всяких прикрас, с замечательной правдивостью сумел изобразить дореволюционную деревню "во всей ее жути" (М. Гоpький), возбудив своими произведениями ненависть к "идиотизму" деревенской жизни.
Однако П. не ограничивается констатированием все усиливающейся пауперизации масс, все прогрессирующего материального и духовного оскудения деревни. Его творчество говорит и о грозном нарастании протеста в огромной армии деревенской бедноты, о неизбежности крушения капиталистического порядка. Правда, обычно протест героев П. разрешается пьяным дебошем, нелепой дракой из-за пустяка, дикой расправой с кажущимся, а не действительным врагом ("Среди рабочих" и пр.). Редко это анархическое возмущение достигает политической ясности и целеустремленности. Иллюзии и надежды на возврат относительно независимой, "самостоятельной" жизни мешают героям П. встать на путь борьбы, и горячие протесты нередко сменяются покорными слезами. Однако в ряде произведений П. ("Как Иван провел время", 1912, "Разлад", "Холуй", 1918, и пр.) даны образы непримиримых и более или менее сознательных бунтарей против капиталистического порядка. В отличие от такого писателя, как Вольнов, творчество П. характеризует все растущее осознание ведущей роли пролетариата в деле революционной борьбы. Уже в дооктябрьских произведениях встречаются образы рабочих-"забастовщиков" и революционеров. Со всей отчетливостью социально-политический смысл тяготения деревенской бедноты к пролетариату раскрыт Подъячевым уже после Октября.
Значение Октябрьской революции П. показывает на том, как разрешены противоречия предреволюционной деревни. Рассказы П. по-прежнему направлены против эксплуататорских групп деревни, по-прежнему защищают интересы деревенской бедноты в новых условиях советской действительности. Образы классовых врагов пролетариата и крестьянства ("Папаша хрестный", "Страничка из жизни Александра Васильевича", 1924, и др.), бывших барских холопов, мечтающих о возвращении старых порядков ("Сон Калистрата Степановича", "Проповедник"), чередуются с образами новой советской деревни ("Приехали", 1923, и др.) В послеоктябрьских рассказах нет уже того чувства гнетущей тоски, непреодолимой боли, которые звучали в его дореволюционных произведениях. Совершающаяся на глазах П. социальная перестройка старой деревни окрашивает его произведения в жизнерадостные, оптимистические тона, раскрывает ранее слабо проявлявшийся юмор П., и большинство его пореволюционных рассказов представляет собой юмористические зарисовки пережитков старого деревенского быта в современности ("Критик", 1928, "Старый партейный", 1927, и др.).