Большая биографическая энциклопедия - полянский валериан
Полянский валериан
[литературный псевдоним Павла Ивановича Лебедева, 1881—] — критик и историк русской литературы. Род. в семье мелкого чиновника в г. Меленках б. Владимирской губ. Учился в духовной семинарии и в Дерптском университете на медицинском факультете. Член ВКП(б) с 1902. Действительный член Коммунистической академии, профессор. За участие в революционном движении несколько раз арестовывался, несколько раз бежал. В 1908 эмигрировал в Швейцарию, входил в группу "Вперед". В 1917 через Германию возвратился в Россию. Был членом ВЦИК, Петроградского совета и комитета РСДРП(б). После июньских дней сидел в Крестах. В 1917—1919 — член коллегии Наркомпроса, правительственный комиссар литературно-издательского отдела Наркомпроса, провел декрет о национализации классиков и переиздал сочинения Пушкина, Щедрина, Некрасова, Помяловского, Успенского, Чехова, Герцена, Белинского, Чернышевского и др. В 1918—1920 — председатель Всероссийского совета Пролеткульта, секретарь Международного бюро Пролеткульта. В 1921—1930 — начальник Главлита.
П. принимал непрерывное участие в научно-исследовательской работе Комакадемии, РАНИОНа, РАНИМХИРКа, ГАИСа и др., работая над вопросами истории русской критики, публицистики и журналистики XIX — XX вв. Во время гражданской войны редактировал газету Реввоенсовета южного фронта "Красная звезда". Редактировал журналы: "Народное просвещение" [1918], "Пролетарская культура" [1918—1921], "Творчество" [1922], "Литература и марксизм" [1928—1930], "Русский язык в советской школе" [1929—1931]; с 1934 редактирует "Литературное наследство". Главный редактор "Литературной энциклопедии", член главной редакции "Большой сов. энц.", редактор "Малой сов. энциклопедии", заведует сектором русской и иностранной классич. литературы Гослитиздата и отделом литературоведения в изд-ве "Academia".
Систематическую работу по вопросам культуры и литературы П. начал в 1910 статьями о русских писателях в рабочих профессиональных органах.
Как литературный критик П. сложился под сильным влиянием Белинского, Добролюбова, Чернышевского, — стремясь переоценить их литературное наследие в свете марксизма, — и Плеханова как философа, эстетика и литературоведа. Литературоведческие ошибки последнего изживались П. по мере раскрытия плехановских ошибок и разработки марксистско-ленинского литературоведения.
Обширную литературно-критическую работу П. развил после Октябрьской революции, П. разрабатывал проблемы пролетарской культуры, занимаясь преимущественно вопросами литературы и критики. Наиболее ценными являются две работы: "Мотивы рабочей поэзии" [1918] и "Две поэзии" [1920], в которых П. правильно указал в прошлом пролетарской поэзии влияние революционно-демократической поэзии разночинцев и вместе с тем вскрыл и своеобразие пролетарской литературы. Когда часть пролетарских писателей с началом нэпа подпала под влияние мелкобуржуазной стихии, П. настойчиво призывал их идти за партией, прислушиваться к ее голосу.
В своих работах тех лет П. ставил актуальные вопросы пролетарского литературного движения и марксистского литературоведения: вопросы взаимоотношения науки и искусства, художественности и тенденциозности, формы и содержания, поэтических средств и т. д. Не меньшее внимание он уделял проблемам критики. В условиях, когда еще сильна была буржуазная антимарксистская критика, он, отстаивая пролетарскую классовую точку зрения в оценке искусства и литературы, требовал от критики политической зоркости, активности, идейной непримиримости, партийности.
Защищая идею пролетарской культуры, пролетарской науки и пролетарского искусства, он резко выступал против ее противников, меньшевиков и троцкистов. Однако вместе со всем Пролеткультом он совершенно неверно рассматривал культурное движение как самостоятельную третью форму рабочего движения (политическая, экономическая, культурная), не умея органически увязать его с политикой Наркомпроса и в частности с деятельностью отдела внешкольного образования.
П. развернул широкую деятельность как председатель Пролеткульта. Не будучи ни философским ни политическим последователем А. Богданова, П. в своей пролеткультовской работе допустил ряд ошибок, обусловленных несомненным влиянием Богданова. Однако оперируя богдановской фразеологией об "организации" жизни, Полянский вкладывал в нее иное содержание: строительство жизни он понимал как конкретную борьбу классов, как борьбу за социалистическую культуру на основе диктатуры пролетариата.
Заостренный партийный характер критики Полянского особенно сказался в его статьях, направленных против враждебных революции и пролетариату художественных произведений и литературно-критических теорий. В этом смысле следует отметить его статьи о Замятине, Ю. Айхенвальде, критику футуристов.
Более широким по интересам является период деятельности П. после 1923. Работы П. в эти годы представляют развитие и углубление предыдущих тем, а также расширение их в сторону методологии и исследовательского изучения истории литературы и критики XIX в. Рост советской литературы вызвал ряд критич. очерков о творчестве А. Серафимовича, H. Ляшко, Ю. Либединского, И. Бабеля, В. Брюcова, Малашкина и др. П. — критик-публицист по преимуществу: в историко-литературных своих исследованиях научный анализ явлений Полянский всегда стремится завершить раскрытием их политического смысла, оценку сочетать с очередными задачами политической жизни пролетариата.
В области методологии П. выступил застрельщиком борьбы против социологического метода проф. П. Сакулина [ 1925], "историко-материалистического", как называл его автор, метода проф. В. Келтуяллы [1926], против формалистской методологии Б. Ярхо [1927] и позднее против переверзевщины [1929]. Отстаивая марксистско-ленинскую методологию в литературоведении, П. еще в 1924 писал о методе оценки Лениным-публицистом литературных явлений, о превращении художественной литературы в орудие политической борьбы пролетариата. Анализируя взгляды Ленина на критику и на творчество классиков — Герцена и Л. Толстого, — призывал учиться у Ленина.
П. принадлежит попытка дать целостную картину развития русской критики за XVIII — XX века, схема которой напечатана в V т. "Литературной энциклопедии". Эта работа была хорошо встречена нашей критикой. По инициативе П. создана коллективная работа "История русской критики" (I и II тт. вышли под его и А. В. Луначарского редакцией), имеющая большое значение как первый опыт марксистского истолкования явлений критики и публицистики XVIII — XIX вв. Под редакцией П. выходит юбилейное полуакадемическое полное собрание сочинений Н. А. Добролюбова.