Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - порфирьев иван яковлевич

Порфирьев иван яковлевич

профессор словесности Казанской Духовной Академии, автор "Истории русской словесности", был сын сельского священника Вятской губернии, родился 23-го апреля 1823 года; образование получил в Вятской Семинарии и Казанской Академии. Словесность была избранной им специальностью еще в Академии. Преподавателем ее был здесь при нем Семен Иванович Протопопов, в монашестве Серафим (скончался в 1891 г. епископом самарским), и Порфирьев был лучшим его студентом, а по окончании курса в 1848 году был им рекомендован на кафедру словесности, так как сам он, после своего пострижения в монашество, должен был перейти с нее на одну из богословских кафедр.

В первые годы своей службы новый бакалавр Академии разрабатывал свой науку на тех же теоретических основах и в том же эстетическом направлении, как и его предшественник. Со второй половины 1850-х годов И. Я. Порфирьев стал постепенно восполнять свое прежнее теоретическое направление элементами нового, исторического направления, которое делалось тогда все более и более господствующим в русском общественном образовании, и проникло и в академическое образование. Когда в 1855 году в Академию прибыла Соловецкая библиотека с ее драгоценными письменными памятниками русского слова и мысли, — изучение русской и отчасти славянской истории выступило в академических занятиях на первый план. И. Я. Порфирьев, назначенный хранителем Соловецкой библиотеки, явился одним из первых работников при изучении ее рукописей. В своем курсе словесности с этого времени он все более и более начал сокращать теоретическую часть и налегать на изучение истории русской литературы.

Лекции Порфирьева всегда отличались глубокой задушевностью, изящной простотой построения и необыкновенной ясностью и естественностью языка, оттого слушались с удовольствием и усваивались без всякого напряжения. Студенты любили работать с ним по его темам, потому что он и сам относился к их работам с полным вниманием. При старом монашеском режиме словесность считалась в Академиях слишком уже светской наукой и была немного в загоне. От одного из ректоров (архим. Иннокентия) в 1864 г. Порфирьев получил даже формальное замечание, "чтобы вместе с общей словесностью он преподавал и церковное красноречие, руководствуясь той мыслью, что в области духовного учения светская литература в ее бесплодных видах и произведениях должна почитаться дровами, сеном, тростием, духовная же письменность златом и сребром, камением честным, почему, вместо предложений для сочинений, назначал студентам преимущественно разборы словесных произведений святых отцов и учителей церкви". До 1859 г. П. не получал никаких повышений по службе, оставаясь бакалавром; потом, до 1864 г., служил в звании экстраординарного профессора; наконец, сделан был ординарным профессором. По недостаточности средств он должен был брать на себя разные посторонние должности для лишнего заработка: так, с 1855 по 1858 г. Порфирьев был библиотекарем Соловецкой библиотеки, в 1858—1862 гг. — библиотекарем главной академической библиотеки, в 1862 — 1869 г. — преподавателем словесности в Институте благородных девиц. Такое невидное положение его кончилось в 1870 г. с преобразованием Академии по новому уставу и с возвышением профессорских окладов. Тогда же он был избран на должность помощника ректора по одному из трех специальных отделений Академии, аналогичную с должностью университетских деканов, которую и нес до 1882 года.

В 1873 г. П. был возведен в степень доктора богословия за свое сочинение о древних апокрифах, — плод его долговременных занятий рукописями Соловецкой библиотеки, а Императорская Академия Наук избрала его в звание члена-корреспондента по Отделению Русского языка и словесности.

В Казанской Академии он был старейшим профессором, почти ровесником самой Академии, лучшим представителем ее духа и носителем ее исторических преданий и пользовался большим в ней уважением, хотя по своей скромности никогда не старался выдвигаться на первый план даже в ученых ее предприятиях и работах, постоянно держась в числе рядовых работников. Так, в 1871 г. он отклонил от себя участие в редакции академического журнала; в 1875 г. отказался от председательства в комиссии предпринятого тогда описания рукописей Соловецкой библиотеки. Работал он неослабно до самого конца своей жизни, несмотря на свое всегда хилое здоровье; последняя лекция его была всего за две недели до кончины, а своей "Историей словесности" он занимался до самой смерти, последовавшей 26-го октября 1890 года. В последнее время он имел чин действительного статского советника (с 1880 г.).

Литературная деятельность Порфирьева началась с 1855 года, после основания академического журнала "Православный Собеседник" и передачи в Академию библиотеки рукописей из Соловецкого монастыря. Деятельность эта состояла: а) в издании памятников древнерусской письменности, преимущественно по Соловецким рукописям, и б) в оригинальных работах.

Вот перечень изданных им памятников: 1) "Три послания Игнатия, митрополита Тобольского" — в приложениях к книгам "Православного Собеседника" 1855 г. (по рукописи Григория, архиепископа Казанского); 2) "Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого" — там же, в приложениях к 1855, 1856 и 1857 гг.; 3) "Молитвы на всю седмицу Кирилла Туровского" — там же, 1857 г., т. I, 212 и т. II, 273; 4) "Сказание преподобного Нестора о житии и убиении Бориса и Глеба" — там же, 1858 г., т. I, 577; 5) "Сочинения Максима Грека" три тома — там же, в приложениях к 1859—1862 годам; 6) "Сказание о Петре, царевиче ордынском" — там же, 1859 г., т. I, 356; 7) "Житие преподобного Трифона Печенгского" — там же, т. II, 89; 8) Древние поучения: а) "Два слова о денно-нощной молитве" — там же, 1858 г., т. II, 599; б) "О благоустройстве семейной жизни"—1858 г., т. III, 508; в) "Поучение преподобного Феодосия Печерского об умеренности в застольном питии" — т. III, 255; г) "Два поучения о праздновании воскресного дня и о житии христианском"—1859 г., т. I, 464; д) "Два поучения о постах" —1859 г., т. III, 444; 9) "Два слова в похвалу преподобным Зосиме и Савватию Соловецким" — там же, 1859 г., т. II, 211, 347, 471; т. III, 96, 197, 302; 10) "Житие преподобного Елеазара Анзерского" — 1860 г., т. I. 101, 237; 11) "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" — 1860 г., т. II, 453; т. III, 97, 222, 357, 481; 1861 г., т. II, 181, 303; 12) "Послание Филофея, старца Елеазарова монастыря к дьяку Мисюрю Мунехину"—1861 г., т. II, 78; 18) "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" — в "Сборнике Отделения Русского языка и словесности Императорской Академии Наук;", т. XVII и отдельно, С.-Петербург. 1877; 14) "Переделка Слова Даниила Заточника в Соловецком Сборнике XVI — XVII вв." — в "Православном Собеседнике" 1882 г., т. II, 223; 15) "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" — в "Сборнике 2-го Отделения Академии Наук" и отдельно, С.-Петербург. 1890 г. Издания всех этих памятников снабжены предисловиями с обстоятельными о каждом из них исследованиями. По обширности таких исследований, два издания позднейшего времени, — издания древних апокрифов о ветхозаветных и новозаветных лицах и событиях по всей справедливости следует отнести к числу даже вполне оригинальных работ П.

Оригинальные произведения его были следующие: 1) "Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа" — в "Православном Собеседнике" 1857 г., т. IV, 814; 2) "О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России" — там же, 1858 г., т. II, 173, 443; 3) "О почитании среды и пятницы в древнем русском народе" — там же, 1859 г., т. I, 181; 4) "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" — там же, 1860 г., т. I, 181; 5) "Аллегорические изображения разных времен года"—1860 г., т. I, 441; 6) "Домострой Сильвестра"—1860 г., т. III, 279; 7) "О преподавании словесности в духовных семинариях" — там же, 1861 г., кн. 3, стр. 877; 8) "Об успехах церковной проповеди в народе" — там же, 1862 г., кн. 1, стр. 6; 9) "Апокрифические сочинения в древней русской письменности" — там же, 1869 г., т. II, 62, 156; 10) "Народные духовные стихи и легенды" — там же, т. III, 56, 134; 11) "История русской словесности". Ч. I. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого, Казань. 1870 г. История эта в 1871 г. удостоена св. Синодом премии митрополита Макария в 500 рублей и рекомендована в качестве пособия при преподавании словесности в духовных и светских учебных заведениях. После первого издания книги выходили еще издания ее в 1876, 1879, 1886 и 1891 годах в Казани; 12) "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях", Казань. 1873 г. Докторская диссертация; 13) "Памяти В. И. Григоровича" — в "Православном Собеседнике" 1877 г., т. I, 78; 14) "О Соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской Академии" и 15) "Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки", рефераты на IV Археологическом съезде в Казани, напечатаны во II томе "Трудов съезда", Казань. 1878 г.; 16) Разные статьи в и и II частях "Описания рукописей Соловецкой библиотеки"; 17) "История русской словесности". Ч. II. Новый период. Отдел 1-й — от Петра Великого до Екатерины II, Казань. 1881 г. В 1886 и 1891 годах были еще издания этой части и отдела; 18) "История древней русской словесности", сокращение I части полной истории по 3 изданию ее. В 1891 г. напечатано 2-е издание под заглавием: "Краткий курс истории древней русской словесности. Составлен применительно к программе духовных семинарий (по 5 изданию полной Истории)"; 19) "История русский словесности". Ч. II, отд. 2. Литература в царствование Екатерины II, Казань. 1884 г. В 1888 г. было второе издание. В 1886 г. труд этот, по определению св. Синода, удостоен полной премии митрополита Макария в 1500 р.; официальная рецензия на него написана была А. Д. Галаховым и напечатана в "Христианском Чтении" 1886 г., за август, стр. 239; 20) Разбор учебника русской грамматики В. Миропольского, составленный по поручению ученого комитета при св. Синоде; 21) Разбор сочинения В. Мочульского: "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге, составленный в 1889 г. для Академии Наук", — в "Отчете о присуждении наград графа Уварова"; 22) "История русской словесности". Ч. II, отд. 3-й. Литература в царствование Александра I, Казань. 1891 г. Издание посмертное.

Кроме перечисленных трудов, после профессора Порфирьева в печатных протоколах Совета Казанской Академии за разные годы сохранилось много рецензий его на сочинения студентов, писанные по его темам на соискание ученых степеней. В библиотеке Академии есть несколько экземпляров его кратких литографированных (в 1864 году) записок по философской грамматике и эстетике, которые он составил для сдачи студентами экзаменов. Наконец, в бумагах его сохранились еще неизданные его автобиографические записки об его детстве и семинарской жизни, отличающиеся большими художественными достоинствами; он писал их в 1886 году.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое порфирьев иван яковлевич
Значение слова порфирьев иван яковлевич
Что означает порфирьев иван яковлевич
Толкование слова порфирьев иван яковлевич
Определение термина порфирьев иван яковлевич
porfirev ivan yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):