Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - поздеев осип алексеевич

Поздеев осип алексеевич

отставной армии полковник, известный масон, помещик Вологодской и Псковской губ. (Новоржевского уезда), сын капитана 2-го гренадерского полка Ландмилицкого корпуса (в 1749 г.) Алексея Васильевича П. и внук стольника Василия Матвеевича П. (1715 г.); родился около 1742 г., ум. 24-го апреля 1820 г. Из служебной деятельности П. известно только, что он в 1774 г. служил при усмирителе Пугачевского бунта графе П. И. Панине, но в том же году вышел из военной службы к отставку, затем состоял правителем канцелярии графа З. Г. Чернышева, в бытность его Московским градоначальником, в 1782—1784 гг., после чего поселился на жительство в 50 верстах от Москвы, в селе Чистякове, где прожил до 1812 г., когда погром французов (причем пострадали и личные интересы П.) побудил его переселиться с семейством в Кадниковский уезд, Вологодской губ., в имение Нелюбовское, в котором находился у него стеклянный завод. Имя П., главным образом, связано с историей масонства в России и с крестьянским вопросом, тогда уже решительно выступившим на сцену общественной жизни. Еще до 1782 г., когда русское масонство не имело самостоятельной, независимой от западно-европейского масонства, организации, П. занимал среди масонов первенствующее место, наряду с Новиковым и Шварцем. В 1785 г. он был назначен великим мастером провинциальной, подчиненной Москве, Рязанской ложи "Орфея"; в том же году был посвящен в члены Московского ордена "Злато-розового Креста"; в 1789 г. состоял обрядоначальником "Теоретического градуса", уцелевшего от закрытия Московских лож, с 1786 по 1789 г. Но особенную известность П. приобрел после падения Новикова: он после него считался высшим покровителем масонства и истолкователем его тайн, а Московские масоны высшего круга смотрели на него даже как на святого. У него происходило посвящение в магистры лож; к нему за советом обращались начальники лож во всех затруднительных случаях, как теоретических, так и практических. В собрании Московского Публичного и Румянцевского музеев находятся записные книжки масонов Ланского и Виельгорского, особенно близких к Поздееву. В этих книжках, между прочим, материалом, относящимся к масонству, находятся заметки о беседах П., выписки из его писем, отрывки из редких масонских писаний, указанные и сообщенные Поздеевым, с его толкованиями. Свои наставления П. часто облекал в форму наречений, иногда крайне курьезных и характерных. П. сообщал своим друзьям часто розенкрейцерские "познания" и наставления в мельчайших подробностях. В декабре 1813 г. Ланской записывает розенкрейцерские толкования о Меркурии, сере и соли, или духе, душе, теле; далее следуют мистические толкования о человеке и т. д. В названных записных книжках есть также указании относительно прежних времен масонства, находятся сведения об управлении розенкрейцерством в Петербурге в 80-х и 90-х годах XVIII столетия. Занимая выдающееся положение в русском масонстве, П. пользовался большим авторитетом в кругах, прикосновенных к масонству. Он был руководителем в масонстве министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, С. С. Ланского (впоследствии министра внутренних дел) и имел на них огромное влияние. Как помещик, П. был злейшим крепостником и жестоким притеснителем своих крестьян. Их П., как видно из челобитной, поданной на имя императора Павла, обременял чрезмерными работами, подвергал "нещадным" телесным наказаниям, распродавал в рекрута. Пользуясь их трудом, он устроил в имении Нелюбовском, Вологодской губ., стеклянный завод, для которого требовал, чтобы каждый мужчина от 15 до 70 лет доставлял в год по 30 сажен дров и по 30 четвертей золы. Многие крестьяне от тяжелых работ, суровых наказаний и всяческих притеснений разбежались из вотчины. Это, однако, не заставило П. изменить свои отношения к крепостным; напротив, чтобы по-прежнему удовлетворять потребностям завода, он еще более увеличил повинности, потребовав с каждого тяглого работника по 3 четверти золы и по 3 сажени дров в неделю, за неисполнение чего жестоко их наказывал. Такие суровые отношения вызвали, наконец, возмущение крестьян. Впрочем, сам П. объяснял это возмущение, сравнивая его в своих инсинуациях с Пугачевским бунтом, "желанием безначальства", "дабы не было дворян", и требовал в своих посланиях к И. В. Лопухину, собрату по масонству, бывшему тогда в большой милости у государя, для усмирения их "экзекутного духа"... П., так относившийся к крестьянам, несмотря на нравственные доблести, требуемые масонским орденом, не мог быть сторонником уничтожения крепостного права. Освобождение крестьян его очень тревожило, было постоянной темой его воплей в частной переписке, которая, при его значении в среде высших классов, могла приносить немало вреда. С. С. Ланской и А. К. Разумовский, а также и другие влиятельные лица, сделавшись масонами, смиренно выслушивали наставление и разглагольствования обскуранта, носившего личину нелюбостяжания и христианского смирения. Он собирает все свое красноречие, все свои доводы, чтобы убедить важных сановных лиц в ужасных, по его мнению, неминуемых последствиях такого необдуманного шага правительства. В 1814 г., по поводу слухов об освободительных намерениях правительства, П. составил записку: "Мысли противу дарования простому народу так называемой гражданской свободы" (напечатана, без имени автора, в "Истории российской академии" M. И. Сухомлинова, т. V, СПб. 1880 г., стр., 415—427; принадлежность ее П. доказывается письмом его к A. К. Разумовскому в книге А. Васильчикова "Семейство Разумовских", т. II, СПб. 1880 г., стр. 511—512). Здесь автор говорит не только о крестьянском вопросе, но и о вреде свободных учреждений вообще, встревоженный слухами о "конституциях"; вооружается против "учености" среди крестьян, которые должны только знать, что нужно "не лгать, не воровать и не обманывать, не пьянствовать, а повиноваться властям", и заканчиваем замечанием, что нельзя допускать всякого стремиться к перемене своего состояния: "Позволять, чтобы ноги поднимались выше рук, или паче выше головы, есть сущий беспорядок". Эти мысли П. в 1817 и 1818 гг. повторяет в своих письмах к С. С. Ланскому и А. К. Разумовскому, когда снова распространились слухи о близком освобождении крестьян. В них тот же обскурантизм, то же циническое презрение к простому народу, который он считал неподготовленным к дарованию ему свободы. После П. осталось множество бумаг, которые были переданы другу его Фонвизину. Часть его переписки, около 200 писем к разным лицам, а также несколько масонских речей хранятся в рукописном отделении Московского Публичного и Румянцевского музеев. Письма эти, по рассеянным в них заметкам о русском масонстве, составляют для его истории драгоценный материал. Они также дают и подробную характеристику самого автора их. Некоторые извлечения из них напечатаны в "Русском Архиве" 1872 г. (стр. 1853—1886).

"Письмо А. П. Степанова к Р. С. Степанову". ("Русская Старина", т. I, стр. 155); A. Беляев. "Воспоминания о пережитом и перечувствованном" (там же, т. XXIX, с. 882); M. Веневитинов. "Семейство Виельгорских" (там же, т. LVIII, стр. 694); Н. Шильдер. "Два доноса в 1831 г. Bceподданнейшие письма M. Магницкого императору Николаю об иллюминатах" (там же, т. XCVII, стр. 73, 292, 299); Ф. Фортунатов. "Памятные заметки Вологжанина" ("Русский Архив" 1867 г., стр. 1651, 1652); "Сто три дня из детской жизни императора Павла Петровича". Неизданная тетрадь записок С. А. Порошина (там же 1869 г., стр. 27); М. Де Пуле. "Крестьянское движение при императоре Павле Петровиче" (там же, 1869 г., стр. 531—536, 536—540, 551—553, 563—565); "Воспоминания" Ф. П. Лубяновского (там же, 1872, стр. 153—155); Записка о мартинистах, представленная в 1811 г. гр. Ростопчиным великой княгине Екатерине Павловне (там же 1875 г., № 9, стр. 80); "Воспоминания гр. M. B. Толстого" (там же 1881 г., III, стр. 424, 426); "Письмо усмирителя Пугачевского бунта гр. П. И. Панина к известному масону, Вышневолоцкому помещику О. А. Поздееву. Из Москвы 21-го декабря 1776 г." (там же 1883 г., II, стр. 67); В. Семевский. "Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века", т. I, СПб. 1888 г., стр. 363—369; М. Лонгинов. "Новиков и Московские мартинисты", М. 1867 г., стр. 5 пр., 141 пр. 165, 177, 218 пр., 232, 239, 292, 327, 353; А. Пыпин. Материалы для истории масонских лож ("Вестник Европы" 1872 г., № 1, стр. 199—203); его же "Homunculus, эпизод из алхимии и из истории русской литературы" ("Почин". Сборник общества любителей российской словесности на 1896 г., М. 1896 г., стр. 61); его же, "Общественное движение в России при Александре I", СПб. 1900 г., стр. 292, 297, 396; В. В. Селиванов. Сочинения, т. I, Владимир на Клязьме. 1901 г , стр. 353—354; Д. Ровинский. "Подробный словарь русских гравированных портретов", т. II, СПб. 1889 г., стр. 1542; "Библиограф" 1889 г., № 3, стр. 84—85; "Отчет Московского Публичного и Румянцевского музея за 1865 г. ("Журнал Министерства Народного Просвещения" 1866 г., апр., отд. II, стр. 44); Новые документы по делу Новикова, сообщены А. Поповым ("Сборник русского Исторического Общества", т. II); "Отрывок из послания М. Невзорова к О. Поздееву" ("Библиографические Записки" 1858 г., № 21, стр. 643—659).

Ив. Давидович.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое поздеев осип алексеевич
Значение слова поздеев осип алексеевич
Что означает поздеев осип алексеевич
Толкование слова поздеев осип алексеевич
Определение термина поздеев осип алексеевич
pozdeev osip alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):