Большая биографическая энциклопедия - прач иван
Прач иван
— известный в конце XVIII и первой четверти XIX в. клавикордный мастер, музыкальный учитель, придворный капельмейстер, композитор и перелагатель русских народных песен на ноты.
Биографических сведений о нем почти не сохранилось. Почти единственное документальное свидетельство о Праче имеется в нижеследующем виде в Архиве Дирекции Императорских театров: "1783 года Декабря 28 дня. Для обучения находящихся при Театральном училище малолетних мальчиков и девушек музыке на клавикордах, а некоторых из первых и списывать ноты, в Комитете определено для сего принять на службу клавикордного мастера Иогана Прача, с годовым жалованьем с 1 Генваря будущего 1784 года по четыреста рублей. На каких же условиях ему должность свою отправлять, заключить с ним договор". Митрополит Евгений сообщает, что П. умер в 1818 г.
Прежде чем заняться вопросом об участии Прача в составлении и издании, совместно с Н. А. Львовым, нотного сборника народных песен и романсов, остановимся на сведениях об его вообще композиторской деятельности в России. В изданной и. Д. Герстенбергом "Карманной книжке" для любителей музыки на 1796 год отмечены три музыкальных пьесы Прача: 1) "Любимый Аллеманд, преложенный с вариациями для фортепиано г-м Мартини"; 2) "Фанданго (Испанская пляска), преложенная с вариациями для фортепиано — с произвольным сопровождением скрипки", и 3) "Две русские песни для клавесина". В каталоге книгопродавца Заикина на 1881 год показаны два сочинения Прача: а) "Фортепианная школа", сочиненная профессором музыки Иваном Прачем, и б) "Ах, ты, Ванька, ты Ванька горюн", с 12-ю вариациями, положенными им на фортепиано.
Памятником же его музыкальной педагогической деятельности осталась изданная им: "Полная школа для фортепиано, сочиненная И. Прачем, или новый и легчайший способ, по которому можно основательно научиться играть на фортепиано с изъяснением о нотах, о Итальянских терминах и всех необходимых правил, для сего инструмента положенных. С прибавлением разных примеров для упражнения, состоящих из сонат, польских, рондо, экосесов, вальсов, кадрилей и некоторых народных песен". СПб., 1816 г. в продолговатом альбомном формате. Более значительными музыкальными композициями Прача следует считать нижеследующие два его музыкальные переложения, оба изданные в 1789 году: а) "Музыка оперы комической "Февея", соч. В. Паскевича, для клавир с голосами переложенные И. Прачем. СПб. 1789 г.", и б) "Музыка оперы комической "Горе богатыря (Косометовича)", сочинения г. капельмейстера Мартино, для клавир с голосами переложенные Г. Прачем" (1789 г.).
Можно предполагать, что эти два последних музыкальных труда Прача были им исполнены уже при некотором участии такого любителя и тоже, в своем роде, знатока музыкального дела, как Н. А. Львов, известный литератор Екатерининского времени, сам поэт и художник, почти непременный член того весьма значительного музыкального кружка, к которому принадлежали известные писатели: Державин (его родственник), Капнист, Хемницер, граф Хвостов и другие. По приглашению только что упомянутого выше Н. А. Львова, Прач положил на ноты и гармонизировал русские народные песни, частью по готовым записям, частью непосредственно с голоса любителей и исполнителей русских песен. Об этом находим сведения в брошюрке двоюродного брата H. A. Львова, бывшего директора Певческой капеллы Ф. П. Львова. "В 1790 г., член нашей Академии Художеств, Н. А. Львов, при помощи охотников и родственников, в его доме беспрестанно певших, в числе которых имел честь быть и я, сделал новое собрание песен, которые с наших голосов положил на ноты г. Прач; предисловие при сем издании написано было г. Львовым. В 1815 г. тот же г. Прач вновь издал песни и повторил (?) то же предисловие с некоторыми изменениями". Вот заглавие этого чрезвычайно редкого в настоящее время издания: "Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Часть 1-я. Печатано в типографии горного училища. 1790. К каждому номеру текста песен приложен листок гравированных нот с присоединенными к ним под строками начальными словами песни. На стран. I — XII помещена статья (Н. А. Львова) "О Русском народном пении". Далее расположены на страницах 1 — 192: "Песни протяжные", "Песни плясовые или скорые", "Песни свадебные", "Песни хороводные", "Песни святочные" и "Песни малороссийские". В последующих изданиях собрание значительно умножено (до 150 песен). Издание Прача, по отзыву знающих людей есть весьма ценный опыт изучения народной музыки.
П. П. Сокальский в своем ценнейшем труде: "Русская народная музыка великорусская и малорусская" коснулся труда Прача и значения его для историко-литературных и музыкальных целей. Он, между прочим, говорит, что, при ближайшем рассмотрении текста и напевов сборника Прача, приходится почти половину записанных им песен отнести не к чисто народной, а к так называемой псевдонародной музыке, смягченной, сложенной и частью искаженной городскими исполнителями. Немало у него также песен новейшей формации, сбивающихся на мещанскую шансонетку или на продукт писарского творчества".
А. Пальчиков в вводной статье своей к перепечатке 1896 г. сборника Прача приходит к выводу, что вся заслуга, как в составлении сборника, неправильно и издавна слывущего под именем "Сборника Прача", так и в издании его всецело принадлежит Львову, и было бы вполне справедливым хотя теперь, через сто лет, признать за Львовым этот замечательный по тому времени труд, предоставив Ивану Прачу лишь участие (и вероятно хорошо оплаченное) в музыкальных записях и гармонизации тех песен, которые Львов нашел уместным внести в свой сборник". Рецензент последнего издания "Сборника Прача" (Суворинского) Д. Борецкий находит, что "во всяком случае, сборник Львова и Прача заслуживает, по своему времени, большой похвалы; он сохраняет значение и для нашего времени красотой большинства своих записей (искажение некоторых из них легко исправить по сличении с другими записями)".