Большая биографическая энциклопедия - прохор епископ ростовский
Прохор епископ ростовский
(† в 1328 г.). — До посвящения в епископы (1311) был архимандритом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря; основал Толгскую обитель (1314), спас Ростов от нашествия Ахмыла (1322) и составил краткое житие св. Петра митрополита (напечатанное в "Материалах для истории русской церкви", Харьков, 1862) и канон ему.
Ср. "Иерархи Ростовско-Ярославской паствы" (Ярославль, 1864) и Филарет, "Обзор духовной литературы" (ч. I, СПб., 1884).
{Брокгауз}
Прохор, епископ Ростовский
(в схиме Трифон) — святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский.
† 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени.
В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.
В 1314—1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери.
В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием.
В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича.
14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой.
В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь.
Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон.
О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа "нача своима рукама сещи лес", как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, "и очищати место оное и готовити древа на церковь, тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу..." Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, "поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители". Явленная икона прославилась многими чудотворениями.
Святитель Прохор в 1322 году защитил Ростов от татарского хана Ахмыли, чудно исцелив его сына, тяжко болевшего под Ярославлем, дав ему испить святой воды и осенив его крестным знамением.
О внешнем облике святителя сказано: "Подобием рус, брада аки Богословля, ризы святительския с омфором, в руках Евангелие". В "книге, глаголемой описанием о Российских святых", епископ Прохор вместе с Ефремом и Кириллом, ростовскими иерархами, значится в числе местночтимых.
Почитатели праведной жизни святителя Прохора верят в его заступление и ходатайство пред Пречистой Богоматерью и по его молитвам получают исполнение просимого и избавление от бед и болезней.
Святитель Прохор предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова.
Труды:
Житие святого Петра митрополита // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 414—417.
Похвальное слово святому Петру // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христианское чтение. — СПб., 1909, август-сентябрь, с. 1113—1115.
Литература:
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, август, с. 112—113. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 33.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 176—177, 256, 312. Нефедьев Н. Священная быль на Волге. — СПб., 1914.
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 26, прилож., с. 16, § 17.
Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах Ярославской епархии. — Ярославль, 1885, с. 49—50. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; 1893, сентябрь, с. 36—37. Титов А. А. Описание Ростова Великого. — М., 1891, с. 115.
Нил (Исакович), архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. — 2-е изд. — Ярославль, 1869, с. 81—82. Дебольский Г. С. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — 8-е изд. — 1887. — Т. 1, с. 217. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871, с. 74—77,83—85.
Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. — М., 1881, с. 10, 52, 92. Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения. — М., 1889, с. 25—56.
Лебедев А. Успенский кафедральный собор в г. Ярославле. — 2-е изд. — Ярославль, 1898, с. 56—57.
Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314—1914. — Ярославль, 1913, с. 15,17,18.
Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. — Ярославль, 1861, с. 15.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 2, вторая половина. — С.98—99,108—111.