Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - прохоров василий александрович

Прохоров василий александрович

— рисовалыцик и археолог; род. 28-го февраля 1818 г. в Орле, ум. 28-го июня 1882 г. в Старом Петергофе. Сын протоиерея, переведенного из Орла сперва в Екатеринослав, а потом в Херсон, он остался после смерти отца семи лет; в нем принял участие Херсонский архиепископ Гавриил и поместил его в местную Духовную Семинарию. Окончив там курс в 1839 г., Прохоров поступил преподавателем в приходское училище в Одессе, где пробыл два года, а затем, выйдя в отставку, подал, в мае 1842 г., прошение преосвященному Гавриилу об увольнении его из духовного звания, говоря, что, "будучи отпущен в Петербург, для свидания с родственниками, он нашел там удобнейшие средства в Академии Художеств, для усовершенствования в живописи и архитектуре, к которым он имеет непреодолимую и постоянную склонность с малых лет". 9-го июля того же года состоялся указ об увольнении Прохорова из духовного звания, и он поступил в Академию Художеств, где сделался учеником А. Г. Маркова. Но там вскоре он убедился в отсутствии настоящего художественного призвания и, дойдя только до натурного класса, оставил Академию, научившись все же порядочно рисовать, что немало помогло ему в дальнейшей деятельности.

В 1844 г. он поступил учителем истории в Морской Кадетский Корпус. Иллюстрируя свои уроки картинками и рисунками из древнего мира, П. в 1851 году издал, на средства Корпуса, "Историю древнего мира", а в 1857 г. — "Историю Рима", со многими иллюстрациями. В Корпусе П. прослужил до 1857 г., а в 1854—1857 гг. заведовал редакциею "Журнала Общеполезных сведений".

Наконец, П. всецело предался своему настоящему призванию: "Он ревностно занялся тем, к чему постоянно имел всего более склонности и страсти, — собиранием предметов древнерусского искусства и жизни и изучением памятников как этого, так и византийского искусства; он стал покупать все сколько-нибудь замечательные предметы этой категории, какие только появлялись в Петербурге и были ему доступны по средствам; но еще более приобретал он их во время своих путешествий по России, преимущественно по Новгородской губернии, где у него было много знакомых между старообрядцами. Скоро разнообразные колекции его разрослись до очень больших размеров, и навряд ли у кого из наших любителей и знатоков можно было встретить, в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов, такое значительное число древних русских вышивок, мужских и женских рубашек, женских, богатых узорами повязок и всяческих головных украшений, сарафанов, обуви и т. д. Сверх того, у Прохорова накопилось, мало-помалу, огромное число рисунков, частию снятых с натуры, частию скопированных с бесчисленных рукописей и печатных изданий, которые ему удавалось рассматривать как в больших общественных, так и в частных собраниях. В руках у Прохорова, таким образом, накопился, к концу шестидесятых годов, можно сказать, целый иконографический музей, истинно замечательный.

К этому времени тогдашний вице-президент Академии Художеств князь Г. Г. Гагарин, известный приверженец византиизма, задумал устроить при Академии "Музей православного иконописания", впоследствии переименованный в "Древнехристианский музей". Познакомившись с Прохоровым, князь Гагарин назначил его преподавателем всеобщей истории, с курсом христианских и русских древностей, в Академии, а также и хранителем упомянутого музея (с 1861 г.). Лучшего выбора он не мог сделать. Прохоров отнесся к музею с такою любовью и с таким знанием дела, что вскоре музей был приведен в образцовый порядок. Он сам размещал все вещи, развешивал их, собственноручно реставрировал многие из них, а иногда и сам выполнял модели недостававших в собрании памятников. Сверх того, по его просьбе, Академия Художеств несколько раз поручала ему делать поездки для изысканий по России предметов, касающихся истории древнерусского искусства. Такие поездки Прохоров совершал в 1863, 1867, 1869 и 1871—1875 гг. Благодаря этим изыскаииям, а также благодаря многочисленным приношениям самого Прохорова (впоследствии все его собственное собрание было приобретено у него Академиею Художеств), Древнехристианский Музей не остался учреждением неподвижным и замерзшим на одной только первоначальной своей точке отправления, как это часто бывает со многими нашими учреждениями, музеями и коллекциями. Мало того, в дополнение к этому музею, он устроил еще музей древнерусский.

Имея в руках такой богатый материал, Прохоров задумал, в марте 1862 г., издавать художественно-археологический журнал, под заглавием "Христианские Древности", пользуясь для снимков, помещаемых в нем, незадолго перед тем открытым способом фотолитографии и устроил у себя в квартире маленькую литографию и фотографию. При этом он прилагал все старания, чтобы достичь возможно большей точности в передаче рисунка, и в этом отношении издание его и до сих пор не потеряло своего значения. Он издал тут множество чрезвычайно важных памятников архитектуры, живописи, скульптуры и др. памятников искусства. Издание не давало, однако, ничего, кроме убытков, так что в апреле 1865 г. Прохоров принужден был прекратить его. Тем не менее, неудача эта не убила его энергии, и он по-прежнему продолжал свои работы по собиранию и исследованию материала для изучения памятников нашего древнего искусства и быта. Недоставало только средств на его издание. Тогда великий князь Владимир Александрович, бывший в то время Товарищем Президента Академии Художеств, выхлопотал ему субсидию в 7000 p., при помощи которой, с 1871 г., журнал возобновился, в виде двух отделов: "Христианских Древностей", выходивших в 1871—1872, 1875 и 1877 гг., и "Русских Древностей", выходивших в 1871 и 1876 гг., после чего издание прекратилось совсем.

За эти годы Прохоровым было издано также несколько крупных и ценных монографий; таковы: "Описание церкви св. Георгия в Рюриковой Староладожской крепости", со множеством рисунков и, в том числе, с древними фресками XII в., нигде раньше не изданными: "Материалы при исследовании истории архитектуры в России", где он издал памятники киевской, новгородско-псковской, владимиро-суздальской и московской архитектуры, и при изучении памятников древнейшего периода прибег к изображениям на миниатюрах и заставках древних рукописей. Для этого издания были скопированы учениками Строгановского Училища изображения церквей из "Изборника Святослава", из "Добрилова Евангелия" и из других рукописей. Сам же он скопировал множество подобных рисунков из рукописей Императорской Публичной Библиотеки. В "Материалах для истории русских одежд" он поместил много рисунков из древних рукописей, из церковных фресок, с разных материй, найденных при раскопках, и, кроме того, пользовался заглавными буквами, сопоставляя весь этот материал с уцелевшими до наших времен народными костюмами. На третьем археологическом съезде был им прочитан доклад: "Очерк истории византийского искусства и обзор русской архитектуры". Последнею его монографиею была брошюра: "Болгарские раскопки близ Эски-Загры".

Кроме этих работ, он заведовал, по приглашению Театральной Дирекции, костюмерною частью при постановке опер "Жизнь за Царя" (1864 г.), "Рогнеда" (1865 г.), "Нижегородцы", "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", "Псковитянка", балета "Царь Кандавл" и др.

В 1850 г. П. нарисовал на камне портрет курского самоучки-астронома Ф. А. Селенова, изданный в "Известиях Географического Общества" того же года.

28-го июня 1882 г. Прохоров умер в Старом Петергофе, не успев окончить приведения в порядок упомянутых "Материалов по истории русского костюма", издание которых заканчивал уже сын его.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое прохоров василий александрович
Значение слова прохоров василий александрович
Что означает прохоров василий александрович
Толкование слова прохоров василий александрович
Определение термина прохоров василий александрович
prohorov vasiliy aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):