Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - прокофьев иван прокофьевич

Прокофьев иван прокофьевич

— известный скульптор; род. 25-го января 1758 г., ум. 10-го февраля 1828 г. в Петербурге. Отец его, Прокофий Иванов, служил по конюшенной части закройным мастером. При учреждении Академии Художеств, И. Прокофьев, будучи всего шести лет, вместе с другими семью мальчиками был вытребован из ГофИнтендантской Конторы и в 1764 г., по первому приему, был принят в воспитанники первого возраста; в 1767 г. он переведен во второй возраст, еще через три года — в третий, причем поступил в класс профессора скульптуры Жилле. В 1773 г. П. переведен в четвертый возраст и, в следующем году, за вылепленную "с натуры" группу, представляющую "Распятие Господа нашего Иисуса Христа", получил вторую серебряную медаль. В 1775 г. также за вылепленную "с натуры" группу, представляющую "Учителя, учащего рисовать", получил первую серебряную медаль. В следующем году переведенный в исторический скульптурный класс, к профессору Ф. Г. Гордееву, он в 1777 г., по заданной от Академии программе, вылепил барельеф: "Авраам, приносящий сына своего Исаака в жертву", за что получил вторую зо лотую медаль, а в 1778 г. за барельеф, тоже исполненный по программе: "Проклятие Хама", получил первую золотую медаль и 13-го августа 1779 г. был выпущен из Академии с званием художника ХІV-го класса и с правом поездки на казенный счет за границу, получив, кроме того, за вылепленную по программе "голову, представляющую презрение", особую медаль "за экспрессию" имени г-жи Ржевской.

Отправленный 15-го августа 1779 г. пансионером в Париж, П. посетил по дороге Берлин, Гамбург и Страсбург и, приехав на место назначения, стал упражняться в копировании анатомии Бушардона, "под смотрением славного .художника S. Julien". В течение 1780 г. им исполнены: "Бюст княгини Гагариной" с натуры, из мрамора, и "Мальчик спящий", тоже мраморный, для профессора Жюльена. В 1781 г. он исполнил: "Мальчика, с натуры, для ученья", бюст одного американца французской службы и др.

В 1782 г. П. прислал в Академию Художеств терракотовые фигуры, представляющие "Морфея, бога сна" и "Моисея"; за последнее из этих произведений он получил от Парижсской Академии вторую серебряную медаль. Кроме того, им вылеплены два барельефа: "Пастух, уязвленный змеею" и "Амидас". В 1783 г. он вылепил, по заданной Парижской Академией программе, барельеф "Воскресение мертваго, брошенного на кости пророка Елисея", за который названная Академия признала нашего художника достойным золотой медали, но, так как иностранным пенсионерам такие медали не выдавались, то вместо нее ему выдано было свидетельство — certificat, за подписью членов и секретаря Академии, в том, что он "в течение своего четырехлетнего пребывания во Франции отличался как поведением, так и трудом, постоянно посещая школу и моделируя, за что получил вторую серебряную медаль и признан был достойным конкурировать на большую премию, которую он не мог, конкурируя первый раз, заслужить за свой барельеф, удовлетворявший многими своими качествами". Присланное в Петербургскую Академию Художеств, свидетельство это было "с удовольствием разсмотрено" ею 28-го сентября того же года. Тогда же им вылеплена была аллегорическая группа, изображавшая Императрицу Екатерину II, поднесенная художником Великому Князю Павлу Петровичу, при посещении последним Парижа, за что автор получил в награду двенадцать луидоров.

В 1784 г., 26-го января, Прокофьев выехал из Парижа на родину. По дороге он остановился в Берлине, где в натурном классе Академии исполнил три терракотовых бюста с натуры. Затем в Штетине исполнил с натуры медальоны г-жи Стальценберг и семейства г. Шмита. Из Штетина морем он приехал 3-го июня в Петербург. По приезде сюда, в том же году, им исполнены: два барельефа "Детские забавы", аллегорическая статуя, три медальона "Детские забавы" для дома И. И. Бецкого, два гипсовых барельефа, "представляющие детские отдыхи после охоты и жатвы" и небольшой надгробный памятник. В этом же году, 5-го августа, по предложению профессора Гордеева, задана ему была, в виде программы на звание академика, статуя: "Актеон, превращенный в оленя Дианою за безпокойство своим любопытством купавшейся с нимфами богини", а 20-го июля 1785 г. он был произведен в академики. Эта статуя, отлитая из бронзы Екимовым, была впоследствии поднесена Обществом поощрения Художников Императору Николаю I, от которого П. получил в 1827 г. подарок. В том же 1785 г., 28-го июля, повелено ему "быть при должности адъюнктпрофессорской скульптурного класса".

В 1793 г. П. был назначен от Академии "для осмотру и описи бюстов и статуй, состоящих в дворцовых садах и Петергофе"; в следующем году, "в уважение искусства", произведен в адъюнкт-профессоры. В 1797 г. снова откомандирован в Петергоф для составления каталога статуям, а следующие два лета, тоже по назначению Академии, занимался "исправлением поврежденных статуй".

Командировки эти повторялись не раз и впоследствии. В 1800 г.он удостоен звания профессора и, кроме того, ему поручен "присмотр в леплении из воску по медальерному классу".

В 1802 г. ему был передан класс профессора Козловского; 21-го января следующего года он избран в члены Совета Академии; в 1819 г. произведен в старшие профессора; 18-го мая 1821 г., во время класса, с ним сделался сильный припадок болезни, после которого у него обессилели правая рука и правая нога, так что вскоре он лишился возможности не только лепить, но и рисовать, а 10-го февраля 1828 г. умер. От 1-го февраля 1830 г. сохранился интересный приговор Совета Академии, заключающий в себе оценку его деятельности. Препровождая рисунки покойного художника, министр Императорского Двора сделал запрос Академии "о достоинстве их, а также о том, почитался ли означенный Прокофьев в числе знаменитых художников по своим талантам, и какие были отличные произведения его работы?" На это Совет Академии постановил: "Донести г. министру, что Прокофьев почитался в числе знаменитых художников. Лучшими работами его находят: из бронзы в Петергофе Тритонов и реку Волхов, бегущего Актеона (фигуру, отлитую Обществом Поощрения Художников) из бронзы, спящего пастуха и проч. Рисунки его оказались, по разсмотрении, двух родов: оригинальные, числом 106, и копии — числом 187; как те, так и другие, быв произведены художником известным, заслуживают внимания и могут занять место в собрании мастерских рисунков".

Как преподаватель Академии, П. отличался чрезвычайною беспристрастностью к ученикам, одинаково внимательно относясь как к казеннокоштным, так и к приходящим воспитанникам Академии, вопреки обыкновению других профессоров того времени, которые вовсе не обращали внимания на приходящих. Кроме вышеупомянутых работ его П-м еще исполнены: мраморная статуя для Исаакиевского собора (1787 г.); для Казанского собора в С.-Петербурге им сделаны: четыре Евангелиста, ап. Андрей и пророк Илия (1803 г.); барельеф над колоннадою, изображающий "Воздвижение змея медного Моисеем в пустыне", из пудожского камня (1806); барельеф "Св. Евангелист Матфей" (1810 г.); статуя "Надежда", для иконостаса (1811 г.) и группа четырех Евангелистов, которую предполагалось вылить из серебра (1813 г.). Для придворной церкви в Гатчине — четыре ангела и пять херувимов (1800—1802 гг.). Статуя "Св. князь Владимир" — в ц. Рождества Христова, что на Песках, в Петербурге (1786 г.). Два ангела в церковь Горного Корпуса (1805 г.). Два ангела на иконостасе в церкви Медико-Хирургической Академии (1818 г.). Фронтон "всевидящее Око с херувимами", на ограду к церкви an. Андрея (1805 г.). Бюсты Александра Македонского, Антонина, Олимпиады и Семирамиды (1794 г.) и три статуи (1793 г.) для Таврического дворца. Барельеф "Похищение Европы", из пудожского камня, во внутренние покои Михайловского замка (1800 г.). Двенадцать статуй "12 месяцев года", в парадные сени дворца в Павловске (1785), два фронтона и тринадцать разных барельефов (1787 г. и 1801 г.) для того же дворца. В Академии Художеств находятся: деревянная статуя "Минерва с признаками художеств" (1785 г.), которая была на куполе Академии до 27-го апреля 1819 г., когда ее поломало бурею, двенадцать барельефов на парадную лестницу (1785—1786 г.); три барельефа на круглый двор (1786 г.) и барельеф "Воспитание" — на чугунную лестницу (1819 г.). Упомянутая группа "Триумф Нептуна, по бокам его реки Нева и Волхов", для фронтона Биржи (1807 г.). 16 кариатид и 28 барельефов, для Императорской Публичной Библиотеки (1796 г.). Статуя Императрицы Екатерины II, в виде "Богини Теллы" — для залы присутствий Воспитательного Дома, на Царицыном Лугу (1790 г.). Круглый фронтон, представляющий "Мальчика, держащего императорский вензель", на дом бывшего Греческого, впоследствии Морского Кадетского корпуса (1796 г.) и две статуи ангелов, на иконостас, туда же; мраморный барельеф "Слава" в залу Харьковского университета (1804 г.) и др. Для упомянутых петергофских фонтанов: "Два Тритона, держащие рог изобилия", "Пастух Ассис", "Река Волхов" (1799—1801 гг.) и два льва, на колоннаду, туда же.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое прокофьев иван прокофьевич
Значение слова прокофьев иван прокофьевич
Что означает прокофьев иван прокофьевич
Толкование слова прокофьев иван прокофьевич
Определение термина прокофьев иван прокофьевич
prokofev ivan prokofevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):