Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - прокофьев сергей сергеевич

Прокофьев сергей сергеевич

род. 23 апр. 1891 в имении Сонцовка Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Донецкой обл.), ум. 5 марта 1953 в Москве. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). В детстве занимался игрой на ф-п. под рук. матери. Брал уроки композиции у Ю. Померанцева (1901) и Р. М. Глиэра (1902, 1903).

Среди дет. соч. П. оперы "Великан" (1900), "На пустынных островах" (неоконч., 1903) "Пир во время чумы" (клавир, 1903), "Ундина" (1904—1907), симфонии (1902, 1908), ф-п. пьесы, в т. ч. сонаты, Соната для скр. и ф-п. (1903), романсы на сл. А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Майкова, собств. текст.

Окончил Петерб. конс. в 1909 по кл. композиции А. К. Лядова, кл. инструментовки Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 по кл. ф-п. А. Н. Есиповой, занимался в кл. дирижирования H. H. Черепнина. С 1908 выступал как пианист. В 1918—1932 жил за границей; с 1927 гастролировал в СССР. С 1932 жил в Москве. Ленинская премия (1957, посмертно), Гос. премии СССР (1943, январь 1946, июнь 1946; 1947, 1951). Член римской академии "Сайта Чечилия" (1934), Шведский королевской муз. академии (1947); почетный член худож. общества "Умелецка беседа" в Праге (1946); золотая медаль Лондонской филармонии (1944).

Соч.: оперы — Маддалена (1911, 2-я ред. 1913), Игрок (либр. собств. по повести Ф. Достоевского, 1916, 2-я ред. 1927, Брюссель, 1929), Любовь к трем апельсинам (либр. собств. по сказке К. Гоцци, Чикаго, 1921; Ленинград, 1926), Огненный ангел (либр. собств. по повести В. Брюсова, Париж, 1928, 2-й акт; в концертном исп. Париж, 1954, полностью; Венеция, 1955), Семен Котко (либр. собств. и В. Катаева по повести В. Катаева "Я — сын трудового народа", Москва 1940). Обручение в монастыре (либр. собств. по комедии Р. Шеридана "Дуэнья", Ленинград, 1946), Воина и мир (либр. собств. и М. Мендельсон-Прокофьевой по роману Л. Толстого, Москва, 1944, концертное исп.; Ленинград, 1946; 2-я ред. Ленинград, 1955), Повесть о настоящем человеке (либр. собств. и М. Мендельсон-Прокофьевой по повести Б. Полевого, Ленинград, 1948; Москва, 1960 г. балеты — Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (либр. собств. по pуc. сказкам, 1915; Париж, 1921; Киев, 1938), Стальной скок (либр. собств. и Г. Якулова, Париж, 1927). Блудный сын (Париж, 1929), На Днепре (либр. собств. и С. Лифаря, Париж, 1932), Ромео и Джульетта (либр. собств. и С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского по трагедии В. Шекспира, Брно, 1938; Ленинград, 1940), Золушка (по сказке Ш. Перро, Москва, 1945), Сказ о каменном цветке (по мотивам сказов П. Бажова, Москва, 1954); для двух хоров, симф. оpк., военного орк., орк. аккордеонов и орк. шумовых инстр. — Кантата к 20-летию Октября (монтаж собств. из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937); для солистов, чтецов, смеш. хора, хора мальчиков и симф. орк. — оратория На страже мира (сл. С. Маршака, 1950); для солистов, хора и симф. орк. — сюита Песни наших дней (сл. нар., А. Пришельца, В. Лебедева-Кумача, С. Маршака, 1937), кантата Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным (сл. П. Антокольского, 1943); для солиста (солистки), хора и симф. орк. — кантаты Семеро их (сл. К. Бальмонта, 1918, 2-я ред. 1933), Александр Невский (сл. собств. и В. Луговского, на основе музыки к одноимен. фильму, 1939); для чтецов, хора мальчиков и симф. орк. — сюита Зимний костер (сл. С. Маршака, 1949); для хора и симф. орк. — Два стихотворения К. Бальмонта (1910), кантаты: Здравица (сл. нар., 1939), Расцветай, могучий край (сл. Е. Долматовского, 1947); для чтеца и симф. орк. — сказка Петя и волк (сл. собств., 1936); для симф. орк. — и ф-п. — сонаты: I (1938—1946), II (1944, транскрипция Сонаты для флейты и ф-п.), Пять мелодий (1925, транскрипция Пяти песен без слов для голоса с ф-п.); для влч. и ф-п. — Баллада (1912), Адажио из балета "Золушка" (1944), Соната (1949); для флейты и ф-п. — Соната (1943); для ф-п. — сонаты: I (1907, 2-я ред. 1909), II (1912), III (1917), IV (1923, 2-й ред. 1953), V (1940), VI (1942), VII (1944), VIII (1947), сонатины I (1932), II (1932), III (1934), Четыре этюда (1909), Четыре пьесы (1911), Четыре пьесы (1912), Токката (1912), Десять пьес (1913), Сарказмы (1912—1914), Мимолетности (1915—1917), Сказки старой бабушки (1918), Четыре пьесы (1918), Два фрагмента из оперы "Любовь к трем апельсинам" 1918), Вещи в себе (1928), Шесть пьес (1930—1931), Три пьесы (1934), Мысли (1933—1934), Детская музыка (1935), Ромео и Джульетта (10 пьес из балета, 1937), Дивертисмент (концертное перелож. симф. партитуры, 1938), Гавот (из музыки к спектаклю "Гамлет", 1938), Три пьесы (1941—1942), пьесы из балета "Золушка" (1942, 1943, 1944), Думка, Песня без слов; для 2 скр. — Соната (1932); для скр. соло — Соната (1947); для голоса и ф-п. — Два стихотворения А. Апухтина и К. Бальмонта (1910—1911), Гадкий утенок (сказка на сл. X. К. Андерсена, 1914), Пять стихотворений (сл. В. Горянского, З. Гиппиус, Б. Верина, К. Бальмонта, Н. Агнивцева, 1915), Пять стихотворений A. Ахматовой (1916), Пять песен без слов (1920), Пять стихотворений К. Бальмонта (1921), Шесть песен (сл. нар., М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской, 1935), Три детские песни (сл. А. Барто, Н. Саконской, Л. Квитко, 1936—1939), Три романса (сл. А. Пушкина, 1936), Семь песен (сл. нар., А. Прокофьева, А. Благова, М. Светлова, М. Мендельсон, П. Панченко, 1939), Семь массовых песен (сл. В. Маяковского, А. Суркова, М. Мендельсон, 1941—1942), Солдатская походная (сл. B. Луговского, 1950); музыка к драм. спектаклям — "Египетские ночи", по В. Шекспиру, А. Пушкину, Б. Шоу (Моск. камерный т-р, 1934), "Борис Годунов" А. Пушкина (Т-р им. В. Э. Мейерхольда, 1936), "Евгений Онегин" по роману А. Пушкина (Моск. камерный т-р, 1936), "Гамлет" В. Шекспира (Ленингр. драм. т-р, 1937—1938); музыка к фильмам — "Поручик Киже" (1933), "Пиковая дама" (1936), "Александр Невский" (1938), "Лермонтов" (1941), "Тоня" (1942), "Котовский" (1942), "Партизаны в степях Украины" (1942), "Иван Грозный" (две серии, 1942—1944, 1945); обр. рус. нар. песен: для голоса и ф-п. — две тетради (1944), для во к. дуэта и ф-п. (1945); обр. казах. нар. напевов для голоса и ф-п. (1927); перелож. соч. Ф. Шуберта, Д. Букетехуде.

Лит. соч.: Автобиография М., 1973; рецензии, статьи.



Прокофьев, Сергей Сергеевич

(род. 23.IV.1891 в с. Сонцовка Екатеринославской губ., ум. 5.III.1953 в Москве) — сов. композитор, пианист, дирижер. Муз. дарование раскрылось в раннем детстве (первые опыты композиции относятся к 5—6-летнему возрасту, в 9 лет написал оперу) Первоначальное муз. образование получил дома (занятия с матерью, уроки Р. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку летом 1902, 1903). В 1904 поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, Я. Витола, фортепиано у А. Есиповой, дирижированию у Н. Черепнина. Первые годы после оконч. консерватории (в 1914, с премией им. Рубинштейна) были периодом напряженного композиторского труда, быстрого роста творческой самостоятельности. Ко времени Октябрьской революции П. — сложившийся художник с резко выраженной индивидуальностью. К концертной деятельности он приступил еще в 1908, выступая главным образом как исполнитель собственных произведений. В 1915 выезжал в Италию для исполнения своего Второго фортепианного концерта. Весной 1918, с разрешения Советского правительства, выехал на длительный срок за границу. После недолгого пребывания в Японии направился в США. С 1920 жил и работал попеременно в Америке, Европе (преимущ. в Париже). В 1927 приезжал с концертами в Москву, Ленинград, Киев, Харьков, Одессу, в 1929 вторично посетил СССР, в 1932 окончательно вернулся на родину и поселился в Москве. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. В 1945 состоялось последнее дирижерское выступление, в 1946, по совету врачей, переехал в Звенигород, где провел последние годы жизни. Заслуги П. перед отечественным муз. искусством были отмечены награждением его орденом Трудового Красного Знамени (1943), присвоением почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1943), нар. арт. РСФСР (1947). Сочинения П. были удостоены Ленинской (1957, посмертно, за VII симфонию) и 6 Гос. премий СССР. В 1934 был избран чл. Академии "Санта-Чечилиа" в Италии, "Умелецкой беседы" в Праге (1946), Швед. корол. муз. академии (1947), награжден золотой медалью Английского филармонического об-ва (1945); творчество его в короткий срок завоевало всемирное признание. В историю муз. искусства П. вошел как "творческое явление колоссального размаха" (Б. Асафьев), в котором сочетались новизна и уважение к традиции, самобытность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное богатство, мужество и воля, острое ощущение современности. Определяя значение и место П. в отечественной музыке, Д. Шостакович писал: "С. С. Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огромный, неоценимый вклад. Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики — Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым, Рахманиновым".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое прокофьев сергей сергеевич
Значение слова прокофьев сергей сергеевич
Что означает прокофьев сергей сергеевич
Толкование слова прокофьев сергей сергеевич
Определение термина прокофьев сергей сергеевич
prokofev sergey sergeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):