Большая биографическая энциклопедия - прянишников ипполит петрович
Прянишников ипполит петрович
— известный баритон; род. в 1850 г. Дебютировал в 1875 г. в Милане в опере "Мария де Роган". В течение 1876—77 гг. пел в Милане, Болонье, Парме, Генуе, Турине, Флоренции. В 1878 г. П. успешно дебютировал в Петербурге в опере "Демон" и был принят на Императорскую сцену, где оставался до 1886 г. В этом году П. был приглашен в Тифлис, сначала на гастроли, а потом в качестве певца и заведующего местной казенной оперой. Здесь П. оставался до 1889 г., когда тифлисская опера перешла в частные руки. П. уехал в Киев, где организовал оперное товарищество. В 1892 году товарищество перешло в Москву. В 1893 г. П. окончательно оставил сцену и посвятил себя педагогической карьере. Выдающиеся роли его: Риголетто, Евгений Онегин, Демон, Орсо в "Корделии" Соловьева, Петр во "Вражьей силе" Серова, Амонасро в "Аиде" и многие др.
Н. С.
{Брокгауз}
Прянишников, Ипполит Петрович
— известный певец (баритон) и преподаватель пения. Род. 14 августа 1847 в Керчи. Окончив 1867 морской кадетский корпус, пять лет был в плавании; учился затем пению в СПб. консерватории у Бронникова и Корси, и с 1874 в Италии у Ронкони, которому многим обязан. Дебютировал 1875 в Милане ("Мария де Роган"). Пропев 1876—77 в Милане, Болонье, Генуе, Флоренции и др. итальянских сценах, П. с успехом 1878 дебютировал в "Демоне" на СПб. Мариинской сцене, где пел до 1886. Затем П. пел в Тифлисе, где 1887—89, кроме того, управлял еще всем оперным делом. 1889 П. успешно гастролировал в Праге, 1889—92 руководил учрежденным им же первым русским оперным товариществом в Киеве, дела которого шли очень хорошо, благодаря художественным и административным способностям П-а, энергии участников и сочувствию публики. Менее удачно шли дела товарищества в Москве 1892—93 (здесь некоторыми спектаклями дирижировал Чайковский); оно прекратилось, после чего П. отдался исключительно вокально-педагогической деятельности (в СПб.). В этой области П. успел составить себе не менее почетное имя, чем в артистической. К числу его учеников вполне или отчасти относятся Мравина, Славина, Фигнер, Звягина, Гончаров и др. "Советы обучающимся пению" П. напечатаны в "Рус. Муз. Газ." (1898, №№ 8—12; изданы и отдельно). Биографический очерк П. см. "Рус. Муз. Газ." (1896, № 11).
{Риман}
Прянишников, Ипполит Петрович
[14(26). 8. 1847, Керчь — 11. 11. 1921, Петроград] — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер, педагог и муз.-общ. деятель. Род. в семье управляющего Керченской таможни. Нач. образование получил в нем. школе в Дрездене, где с семи лет также обучался игре на скрипке. Позднее участвовал в любительских публичных концертах и играл в квартетах. В 12 лет поступил в Петерб. Морской кадетский корпус, по окончании к-рого (1867) служил ок. пяти лет во флоте (находился в плавании за границей). В 1871, уйдя в отставку, нек-рое время служил в таможне в Риге (здесь брал уроки пения у Гейнеке), затем в Ревеле. В 1873—74 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Бронникова и Дж. Кореи). В 1874 продолжил вокальное образование в Неаполе и Милане, где обучался у Гуэрчиа, Ф. Ламперти и в основном у Дж. Ронкони. 22 дек. 1875 дебютировал в партии Герцога де Шевроза ("Мария ди Роган" Г. Доницетти) на сцене милан. т-ра "Castelli". В 1876—77 выступал в Болонье, Милане (т-р "Даль-Верме"), Парме, Генуе, Флоренции. В 1878—86 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Демона — "Демон" A. Рубинштейна), где чередовался с И. Мельниковым. В 1886—89 солист и режиссер Тифлис. оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге. Обладал ровным во всех регистрах, но не сильным голосом мягкого тембра, высокой культурой пения. Певец "тщательно отделывал каждую фразу, умел придать выразительность всякому слову и к своему, продуманному до конца, музыкальному исполнению присоединял столь же продуманную игру" (Э. Старк). Яркий представитель рус. реалистической школы, П. создал ряд значительных вокально-сцен. образов. В репертуаре певца была 51 партия (18 — в операх рус. композиторов и 33 — в операх зарубеж). Выступил в 873 спектаклях.
1-й исп. партий: Остапа ("Тарас Бульба" B. Кюнера), Мизгиря ("Снегурочка"), Лионеля ("Орлеанская дева"), Абубекера ("Кавказский пленник"), Орсо ("Корделия"), Демона Агбара ("Тамара"); в Мариинском т-ре — Мазепы ("Мазепа" П. Чайковского; партия не удалась), Онегина ("Евгений Онегин"), Риголетто ("Риголетто"); в Киеве — Князя Игоря ("Князь Игорь"); в Тифлисе — Онегина; в Москве — Лионеля ("Орлеанская дева"); на рус. сцене — Тонио ("Паяцы"). Лучшие партии: Лионель ("Орлеанская дева"), Петр ("Вражья сила"), Тонио, Риголетто, Вольфрам. Др. партии: Руслан, Калашников, Каленик; Дон Жуан ("Дон Жуан"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"), Невер, Оберталь, Амонасро, Орсино, Тельрамунд. Партнеры: М. Корякин, Е. Лавровская, П. Лодий, Э. Павловская, М. Славина, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, И. Прибика, П. Чайковского.
Принимал участие в симф. концертах (в т. ч. в 1878 исп. арию из оратории "Илия" Ф. Мендельсона). 15 янв. 1880 исп. каватину Ивана Грозного ("Псковитянка" п/у Н. Римского-Корсакова, 1-е исп.). Камерный репертуар певца включал произв. М. Глинки, А. Рубинштейна, Э. Направника (1-й исп. баллады "Воевода", 1877), Р. Шумана, Ф. Мендельсона. Н. Римский-Корсаков посвятил певцу романс "Свеж и душист твой роскошный венок".