Большая биографическая энциклопедия - пржецлавский осип антонович
Пржецлавский осип антонович
(Józef Przecławski) — член Совета Министерства Внутренних Дел, тайный советник, писатель и издатель "Петербургского Еженедельника" ("Tygodnik Petersburgski"), официальной газеты Царства Польского, выходившей в С.-Петербурге с 1829 по 1858 год. Родился в 1799 году в Слонимском уезде Гродненской губернии и происходил из старинной дворянской фамилии герба Глаубич (Glaubicz). Окончив 19-ти лет курс в Императорском Виленском Университете со степенью кандидата философии по физико-математическому факультету, П. поступил 5-го ноября 1818 года на должность секретаря при Слонимском уездном предводителе дворянства и прослужил в ней более трех с половиной лет, а затем вышел в отставку. Рано замеченный и отличенный тогдашней литовской интеллигенцией, он, несмотря на свою молодость, был, по настоянию начальника Новогрудской масонской ложи, посвящен в масоны и занял видное место среди виленского общества. Вынужденный по домашним делам выехать в Петербург, П. скоро научился русскому языку, звание масона открыло пред ним двери высшего светского и чиновного петербургского общества, с кружками которого он освоился очень быстро, — и в феврале 1824 года мы видим его уже на службе в Канцелярии Министерства Внутренних Дел. Прослужив последовательно в канцелярии Министерства Внутренних Дел, в Хозяйственном его Департаменте и в Комиссии о построении Исаакиевского собора, П. в 1833 году, по требованию Сперанского, был откомандирован для занятий в подготовительную комиссию для ревизии и составления законов Царства Польского и вскоре назначен в ней главным переводчиком. Шесть лет спустя, в апреле 1840 года, ему было поручено исполнять должность правителя канцелярии той же комиссии и, за успешное ведение дел, он был утвержден в этой должности и награжден орденом св. Владимира 4-й ст. Переименованный затем в директора Канцелярии, он, сверх этой должности, был командирован, в качестве члена, в Особый Комитет при Министерстве Народного Просвещения. Затем несколько лет был цензором и членом Совета Министерства Внутренних Дел по делам книгопечатания. В течение всей своей с лишком 40-летней службы П. был награжден различными орденами до Белого Орла включительно и уволен в отставку с чином тайного советника. Умер в Твери 10-го декабря 1879 года.
Ревностный католик, религиозный до мистицизма, П. не был, однако, фанатиком и свою терпимость в делах религии перенес и в область политических убеждений. По замечанию современника, он не последовал по стопам польских политиков-патриотов в их вражде к России, но старался доказать, что для Польши нет иного спасения, как только в братском единении с Россией. Отдавшись русской службе, П. старался действовать, не выходя, однако, никогда из пределов законности, на пользу своей родины, которую страстно любил. Гордясь своим польским происхождением и защищая всегда поляков от несправедливых на них нападок, П. был в то же время сильным противником польских революционных затей и высказывал это открыто, за что и был приговорен польским эмиграционным комитетом к смертной казни, совершенной над его портретом, который был сожжен на Батиньольском поле. — В духе единения Польши с Россией П. начал издавать в 1829 году в Петербурге газету на польском языке "Tygodnik Peterburgski", с 1833 года получившую название "официальной газеты Царства Польского". П. сумел привлечь к участию в своей газете лучшие литературные силы Польши (так, сотрудничали в "Тыгоднике": Головинский, Крашевский, Грабовский и Ржевуский) и поместил в ней много собственных статей (ему принадлежат все статьи без подписи или подписанные криптонимами: "E. G."; "J. Em."; "herbu G."; "Mikros"). Обладая тонким умом и обширными познаниями, П. был образцовым чиновником и осторожным издателем в царствование императора Николая I; но он оказался в числе сторонников реформ, когда со вступлением на престол Александра II в правительственных сферах обнаружились новые веяния. Газета его, при всей щекотливости ее положения в Петербурге, просуществовала тридцать лет, не подвергаясь никаким административным взысканиям.
С 1872 года П. начал помещать в "Русским Архиве" и "Русской Старине" воспоминания о прошлой своей жизни и о тех лицах, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение долгой его служебной деятельности. В этих воспоминаниях, написанных очень талантливо и отличающихся большой образностью и увлекательностью изложения, находится множество интересных данных для характеристики петербургского общества 1820―1860 годов и для выяснения польско-русских отношений в прошлом веке и помещены целые очерки жизни и деятельности Н. Н. Новосильцова, поэта Адама Мицкевича, П. А. Муханова, князя Друцкого-Любецкого, художника Олешкевича и других. Биографические очерки, написанные П., и его опыты характеристик исторических деятелей вызвали оживленную полемику: явились опровержения, доказывавшие, что П., при всем своем видимом уважении к русским и уверениях в беспристрастии, не всегда свободен от желания уколоть национальное самолюбие России и доказать нравственное и умственное превосходство поляков над русскими. И в самом деле, если его характеристики Н. Н. Новосильцова, П. А. Муханова и др. русских деятелей не так несправедливы, как стараются это доказать его оппоненты, то во всяком случае слишком гиперболична его оценка влияния Мицкевича на Пушкина и слишком возвышен первый в ущерб последнему. Кроме ряда статей, напечатанных П. в упомянутых изданиях и в "С.-Петербургских Ведомостях", он выпустил отдельно в Вильне в 1844 г. "Смерть и возрождение" (Smierc i odrodzenie, opowiadanie psychologiczné), психологический рассказ, и "Pamiętniki rozumowane" и издал в 1857 году в Петербурге перевод сочинения барона M. A. Корфа о вступлении на престол императора Николая I, под заглавием: "Wstąpieníe na tron cesarza Mikolaja I, opisane z Najwyzszego rozkazu". В последние годы своей жизни П. делал разыскания по еврейскому вопросу, особенно о так называемом "саддукеизме", и оставил в рукописи интересное сочинение, в котором доказывает, на основании документальных данных, что полное осуществление саддукейской доктрины составляет теперь цель и задачу одного древнего еврейского тайного общества, распространенного почти повсюду и скрывающегося до времени под благовидными формами.
Разносторонне образованный, О. А. П. до конца жизни старался расширять свои познания чтением книг и оставил после себя богатую библиотеку из книг на нескольких языках. С особенной любовью он занимался ботаникой и собрал замечательный гербарий.