Большая биографическая энциклопедия - рабус карл иванович
Рабус карл иванович
— живописец. Родился в С.-Петербурге 11-го мая 1800 г., ум. в Москве 14-го января 1857 г. После смерти отца, служившего гувернером в Академии Художеств, он остался всего семи лет. Через три года, 15-го января 1810 г., опекуны отдали его пенсионером в Академию Художеств; окончив здесь гимназический курс, он избрал было своею специальностью историческую живопись, к которой чувствовал сильное влечение, но продолжительная болезнь глаз заставила его надолго прервать занятия, так что, за это время, он отстал от своих товарищей, и ему пришлось перейти уже на пейзажную живопись, в класс M. M. Иванова; последний продержал его три года на копировании рисунков и гравюр, так что, получив, наконец, доступ к краскам, он, по собственному его признанию, почувствовал себя "счастливцем". В 1821 г. Рабус, за исполненную программу: "представить приморское место", получил золотую медаль второго достоинства и аттестат первой степени со шпагою.
По выходе из Академии Р. отправился в Малороссию, к одному помещику, пригласившему его к себе. Страстно любя природу, он наслаждался живописными видами берегов Псела, а затем переехал в Крым, где сделал много этюдов, которыми и воспользовался при исполнении программы, заданной ему от Академии на звание академика: "написать масляными красками один из Крымских видов, снятых с натуры"; в 1827 г. Р. получил это звание за "Вид Юрзуфа (Гурзуфа), имения герцога Ришелье". Теми же этюдами он воспользовался для другой картины: "Вид Балаклавы", купленной Обществом Поощрения Художников.
После этого Р. опять отправился на южный берег Крыма, где снова исполнил много этюдов, а отсюда переехал в Одессу и из нее — в Константинополь. Дорогою он вынес сильную бурю и едва не погиб; но во впечатлительной душе художника это величественное явление оставило глубокие следы и выразилось в том, что с этих пор он получил пристрастие к морю и с увлечением писал морские виды.
В Константинополе художник был представлен тамошнему русскому посланнику, графу Рибопьеру, который принял его под свое покровительство, делал ему заказы и давал возможность осматривать город и делать этюды, что в то время для европейца было очень затруднительно. Через того же графа Рибопьера он был принят у австрийского и других посланников, для которых тоже написал несколько картин.
Во время плавания по Средиземному морю P. писал виды берегов Греции и Италии и посетил некоторые города, но в Рим и Неаполь попасть не мог, потому что в то время там была холера. Затем он посетил Тироль, Вену, Нюренберг, Мюнхен", Дрезден и пешком обошел всю Саксонскую Швейцарию, а оттуда через Берлин вернулся в Малороссию и затем в Петербург, везде при этом неутомимо работая и знакомясь с известнейшими художниками, литераторами и учеными.
Еще будучи в Академии, P. выделялся из среды своих товарищей своею начитанностью, развитием и любовью к наукам. Этими качествами он оказал немало влияния на развитие многих художников, из которых нельзя не упомянуть К. П. Брюллова, с которым они вместе окончили курс Академии, и А. А. Иванова, для которого он переводил немецкие книги, так как Иванов не знал этого языка. Они даже собирались вместе ехать в Италию.
К тому времени, о котором идет речь, эти научные занятия настолько выдвинули его из среды тогдашних наших живописцев, что, конечно, этому именно обстоятельству он и был обязан тем радушным приемом, каким пользовался со стороны графа Рибопьера, князя В. П. Кочубея и др. Благодаря тому же, и за границей перед ним оказались широко раскрытыми двери не только домов художников, как Корнелиус, Шнорр, Ретч и др., но и литераторов и ученых: у Людвига Тика он был постоянным посетителем его литературных вечеров, а с археологом Беттигером сблизился настолько, что потом между ними шла переписка, и Беттигер напечатал о нашем художнике статью в "Artistischer Blatt zur Abendzeitung in Dresden", для которой P. дал ему автобиографические сведения.
Женившись, он переехал в Москву, где и поступил, 9-го февраля 1835 г., на службу в Дворцовое Архитектурное Училище преподавателем перспективы. Потом он преподавал также перспективу в Константиновском Межевом Институте и пейзажную живопись в Строгановской Рисовальной школе. 24-го марта 1844 г. он был определен преподавателем пейзажной живописи и перспективы в Училище Живописи и Ваяния. Здесь протекала главная его преподавательская деятельность. Помимо указанных предметов, он читал здесь теорию красок, на основании сочинений Леонарда да Винчи, Рафаэля Менгса, Фальда и Гете, и курс истории живописи. Не довольствуясь классным преподаванием живописи, он руководил, в летнее время, занятиями учеников по этюдам с натуры. Как преподаватель, Р. оставил чувство неизгладимой благодарности в сердцах своих учеников. В нем соединялись глубокое знание своего предмета, ясность мысли и легкость изложения с самым сердечным отношением к учащимся, которым он оказывал всевозможную зависящую от него помощь — и нравственную, и даже материальную. У него собирался весь цвет московской интеллигенции, находя интерес в беседе с умным, образованным и чутким ко всему возвышенному художником. Не менее охотно посещали его и приезжавшие в Москву иностранные артисты. В числе их был и Орас Верне, который сам вызвался представить Государю одну из его картин: "Вид церкви в селе Измайлове", и действительно отвез ее во дворец. Государю так понравилась эта картина, что он выразил желание, чтобы художник сам привез ему и другие свои работы. В это время у P. были окончены две большие картины: "Буря" и "Вид Галлиполи при лунном освещении", которые он лично и представил Императору. Обе картины были приобретены во Дворец.
Кроме упомянутых картин, мы можем указать еще на следующие его работы: "Спасские ворота в Москве в лунную ночь" (Музей Александра III); — "Вид Кремля при лунном свете" (Моск. Оружейная палата); — "Морской вид" (Румянцевский музей); — "Близ Новодевичьего монастыря" (Третьяковская галерея); — "Красная площадь в Москве" (там же до 1898 г.); — Картина с тем же названием (собр. И. Е. Цветкова); — "Вид Алексеевского монастыря, сломанного в 1858 г." (там же); — "Вид Московского Кремля" (пис. для графа Ланского); — "Саблы в Малороссии"; — "Вид Василия Блаженного" (пис. в 1851 г. для В. А. Кокорева); — "Звездочка" (пис. для Ф. Н. Глинки); — "Вид Константинополя" (писан для Отенфельса); — "Кладбище Константинополя" (для князя Эстергази); — Крымские виды (для князя Кочубея); — "Молитва по погибшим товарищам" — ночной вид на Средиземном море близ Майны (пис. 1849—1851 г.); — "Рыбачья хижина на берегу Мраморного моря" (пис. для А. В. Капниста); — "Водяные смерчи на Средиземном море" (1854 г. тоже); — "Утренний вид на Москву с Воробьевых гор" (пис. 1849 г.); — "Приморский вид гор Албании" — оконченный эскиз для большой картины (пис. 1849 г.); — "Ночной вид из окрестностей Мейссена"; — "Лебеди в высоком тростнике"; — "Мост в Саксонии"; — "Вид Звенигородского Саввинского монастыря"; — "Вид Мюнхена"; — "Озеро"; — "Внутренний вид церкви Василия Блаженного"; — "Сладкие воды в Константинополе". Кроме того, после него осталось множество этюдов с натуры, акварельных и карандашных рисунков и, в том числе, очень остроумные и характерные карикатуры. Рисовал он также и на камне, для литографии.
Но этим не ограничивается еще вся деятельность Рабуса. В Училище Живописи, Ваяния и Зодчества хранится громадный неизданный труд его: "Руководство к перспективе", а незадолго до смерти он начал писать историю живописи. Кроме того, он сотрудничал в газетах по вопросам искусства, о чем свидетельствует фельетон из "Ведомостей Московской Городской Полиции" 1851 г. под заглавием: "Несколько слов о состоянии живописи в Москве. Из дневника художника", где Р. говорит вообще о значении картинных галерей для художественного образования и в частности о картинной галерее графа А. Ф. Ростопчина, в то время открывшейся для публики.