Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - раевский петр иванович

Раевский петр иванович

— писатель; сын священника, родился в 1847 году в местечке Борисполе, Переяславского уезда Киевской губернии; первоначальное образование получил в Полтавском Духовном Училище, по окончании курса которого в 1862 году был отдан в Люблинскую Прогимназию, где в 1867 году окончил курс, но смерть родителей помешала ему продолжать образование. По возвращении на родину из Люблина он встретился с этнографом П. П. Чубинским, который и пригласил его принять участие в разработке собранного им материала по этнографии Юго-Западного края. Р. принял предложение, а по окончании работы и после отъезда Чубинского в Петербург поступил на службу в Черниговскую Межевую Комиссию канцелярским чиновником и пробыл здесь три года. За это время он деятельно занимался изучением русской литературы и иностранных авторов, стараясь пополнить недостаток своего школьного образования. В 1875 году он бросил службу, переселился в Борисполь и вполне посвятил себя литературному труду; с этого времени он становится постоянным сотрудником газеты "Киевлянин", в которой он начал печатать свои мелкие рассказы и повести еще с 1869 года. До 1881 года Р. поместил в "Киевлянине" свыше 40 повестей, рассказов и былей самого разнообразного содержания, но известность ему, как тонкому и остроумному наблюдателю малороссийской жизни и быта, доставили его "Сцены из малорусского народного быта", выдержавшие с 1871 по 1886 пять изданий, и "Эпизоды из жизни малоруссов" (Киев. 1872 г.). Эти сцены и эпизоды — маленькие рассказы (вроде, например, излюбленных чтецами и рассказчиками рассказов: "Мертвое тело", "Телескоп", "На железной дороге" и др.), выхваченные прямо из жизни, написанные живым разговорным, наполовину малорусским, наполовину русским языком; они очень понравились публике, раскрыв перед нею мало знакомую ей область быта и взглядов простого малорусского крестьянина. Произведения P., печатавшиеся в "Киевлянине", имели менее успеха. По содержанию их можно разделить на две группы: до 1877 г. Р. почти исключительно пишет сцены, эпизоды, повести и рассказы из быта крестьян Черниговской губернии и жизни Киева; с 1877 года он черпает содержание своих произведений из быта и преданий Полесья, преимущественно Волынского. Эта разница в содержании отразилась и на характере его трудов в оба эти периода его литературной деятельности. Содержание его произведений обоих периодов носит фантастический характер, но черниговские и киевские сцены, повести и рассказы все же гораздо реальнее полесских. Причину этого можно видеть отчасти и в самой разности содержания полесской и украинской жизни: если Малороссия слывет в поэтических описаниях страною таинственного и чудес, то еще скорее можно считать такою страною Полесье. В повести "Полесский Каин" сам Р. замечает, что полесская сторона особенно богата страшными рассказами о лесных русалках, ведьмах, леших, разбойниках. В глухом Полесье человек, окруженный таинственностью вековых дубов, проводящий жизнь в борьбе со зверями и в страхе перед укрывающимися в лесах разбойниками, более чувствует свою зависимость от сторонних сил, поражается явлениями природы и создает иногда чудовищные образы фантазий, каких не встречается у жителей равнин. С другой стороны, на содержании произведений Раевского отразились и разные литературные влияния, которым он подчинялся. В начале своей литературной деятельности он несомненно преклонялся перед Гоголем и даже подражал ему настолько, что, напр., в рассказе "В голодный год", скряга-помещик Хмара называется у Раевского "старым Плюшкиным" и создан по образцу гоголевского прототипа; в другом рассказе: "Что случилось в Киеве на новый год" почти буквально повторяются некоторые сцены из "Ревизора", и самый герой — киевский мужик Корольков, принявший на себя роль гвардейского офицера для обмана богатого старика, походит на Хлестакова. Влияние Гоголя выразилось и в том, что в своих украинских рассказах Раевский является несомненным реалистом, в большинстве случаев описывавшим действительную жизнь со всеми ее добрыми и дурными проявлениями. Он берет сюжеты из быта малорусского духовенства ("Подаренный гроб", "Что значит иногда попадья на селе", отчасти "На своем хлебе" и "В разлив Днепра"), киевского купечества ("Странница"); в некоторых из рассказов ("Семья погонца", "Степные картинки") рисует исключительное положение малорусского крестьянина, попадающего в цепкие руки разных эксплуататоров, в особенности евреев. Такие рассказы являются просто отголоском и наглядным воспроизведением газетных известий о разных видах эксплуатации крестьянского труда. Некоторые его повести ("Лекарка", "Котелок червонцев", "Обгорелый пень", "На острове", "О том, как Гаврило Порохня ведьму убил", "Дочь ведьмы", "Коробейник" и т. д.) носят этнографический характер, являясь передачей мотивов малорусских сказок, пословиц, преданий, верований и обычаев. Такая правдивая жизненная основа и подкладка его украинских повестей придает им большой интерес. В полесских повестях и рассказах Р. обращает явно все свое внимание на внешний эффект и запутанность интриги, совершенно почти оставляя в стороне внутреннее содержание и бытовую правду; от сего эти произведения его сильно проигрывают. Правда, некоторые и из этих рассказов заключают в себе долю этнографического элемента ("На ниве", представляющий воспроизведение ходячих на Волыни народных рассказов о краже нищими детей, "В папоротнике", имеющий в основе народное поверье о цветке папоротника, доставляющем владельцу его несметные богатства, и о трудности достать этот цветок, оберегаемый чертями, но большинство их по своей фантастичности и незначительности содержания имеют интерес только благодаря живости, легкости и образности языка, которым они написаны. Герои их — полесские крестьяне, жиды-шинкари, паны-ляхи, ксендзы, а чаще всего — разбойники. Характеры всех этих действующих лиц весьма сходны; не говоря о разбойниках и самодурах-панах старого времени, мало чем отличавшихся от разбойников, — сами крестьяне-полещуки и даже пугливые жидки выводятся на сцену с демоническими характерами в титаническими силами, совершают дела ужасные, ставятся в необычайные положения; таковы повести "Страшный отец" — изображающая религиозный фанатизм и изуверство евреев, "Заклятый клад", рисующая сребролюбие евреев, а в особенности "Что наделали полесские волки" — "сказка" о необычайных приключениях польских магнатов в Полесье — Дворницких. В 1885 году Раевский занялся собиранием всего написанного им, чтобы издать полное собрание своих сочинений в трех томах, но не успел осуществить своего намерения: заболев воспалением легких, он умер 20-го января 1886 г.; погребен на Щекавицком кладбище в Киеве.

"Исторический Вестник" 1882 г., кн. 9, стр. 541—552; Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". Вып. VI, стр. 106; "Киевлянин" 1886 г., № 17.

{Половцов}



Раевский, Петр Иванович

(1847—1886) — писатель, сын священника Киевской губернии. Участвовал в экспедиции Чубинского по Юго-Западному краю. Его труды: "Сцены из малорусского народного быта" (Киев, с 1871 по 1886 г. 5 изд.), "Эпизоды из жизни малоруссов" (Киев, 1872), "Новые сцены и рассказы из малорусского быта" (Киев, 1883) и друг. Ср. "Киевлянин", 1886 г., № 17, и Д. Д. Языков, "Писатели, умершие в 1886 г." (вып. VI, СПб., 1889 г.).

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое раевский петр иванович
Значение слова раевский петр иванович
Что означает раевский петр иванович
Толкование слова раевский петр иванович
Определение термина раевский петр иванович
raevskiy petr ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):