Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ракитов анатолий ильич

Ракитов анатолий ильич

(р. 26.08.1928) — спец. по логике, методол., филос. науки и техники, ист. познанию, информатизации об-ва, соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Заслуженный деятель науки РФ. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1952) и асп. МИНХ. Канд. дисс. защитил в 1956. Докт. дисс. — "Логический анализ систем научного знания" (1966). До 1971 — преп., затем проф. МИНХ. С 1971 — зав. отделом филос. наук ИНИОН АН СССР, являлся гл. ред. реферативного ж. "Философия и социология (за рубежом)" и "ФН в СССР", с 1993 — гл. ред. ж. "Проблемы информатизации". С 1990 — член высшего консультативно-координационного совета при Предс. Верховного Совета РСФСР. В 1991 — советник Президента РФ. С 1992 — рук. Информац.-аналитического Центра администрации Президента РФ, с 1993 — рук. аналитического центра по общей политике администрации Президента РФ. В 1994—1996 — советник рук. администрации Президента РФ. В наст. вр. — гл. н. с. ИНИОН РАН, рук. Центра информатизации, соц., технол. иссл. и науковедческого анализа Мин-ва науки и Мин-ва образования. Действ. чл. РАЕН, вице-президент туманит, отделения Междунар. академии информатизации. Осн. направления науч. иссл.: логика, методол. и филос. науки, филос. истории, ист. эпистемология, соц. и филос. проблемы информатизации, науковедение. В посл. годы занимается иссл. глоб. трансформаций, соц. динамикой науки, технологии и культуры, а также перспективами развития России. В 60-е гг. Р. выдвигает положение о том, что сложные науч. системы являются полиструктурными и полифункциональными (см. кн.1969). Позднее формулирует тезис, согласно к-рому полностью формализованные науч. знания выполняют функцию своеобразной когнитивной машины (1971, 1977). Дальнейшее иссл. совр. тенденций развития науки и особенно возникновения новых междисциплинарных комплексов приводит его в конце 70-х гг. к выводу, что наряду с класс. парадигматическими (по Т.Куну) науч. дисциплинами в посл. трети XX в. возникают принципиально новые в структурном и функц. отношении синтагматические науки, такие как компьютерная наука, когнитивная наука, экология, урбанистика и др. Эта концепция получает дальнейшее развитие в 80-е годы. В конце 70-х — начале 80-х гг., исследуя ист. познание, Р. утверждает, что результат ист. иссл. в значительной степени зависит от ориентирующего его ист. интереса. Сама история понимается им как иерархическая система с наследственностью (1982), в к-рой функцию соц.-ист., генетического аппарата выполняет ядро культуры. Если ядро культуры малодинамично, утверждает Р. в работах конца 80-х — начала 90-х гг., то соответствующее этой культуре сооб-во становится неадаптивным и обречено на деградацию и распад. Трансформация такого ядра возможна на основе ист. мутаций под воздействием ист. самосознания. Анализ ист. процесса приводит Р. во второй пол. 80-х гг. к изучению двух "параллельных" проблем: информац. и технол. революций, с одной стороны, и связанных с этим механизмов развития науч., соц. и технологич. знаний как основы совр. трансформаций — с др. В 80-е гг. Р. вводит в науч. оборот термин "филос. компьютерной революции", выделяя и систематизируя разнообразные эпистемологич., соц., культурол., науч.и технолого-полит. вопросы, порождаемые развитием и все более широким внедрением в раз л. сферы человеч. деятельности компьютерной техники и информац. технологий в целом. В кн."Философия компьютерной революции" (М., 1991) Р. очерчивает концепцию "информац. эпистемологии" как нетрадиц. раздела эпистемологии, исследующего знания с позиции переработки и преобразования информации, анализируя все способы и механизмы превращения информации в ее высшую форму — знания, рассматривая раз л. способы представления и выражения знаний и возможности построения знаний с помощью техн. систем. Информатизацию об-ва он понимает как "процесс, в к-ром соц., технологич., экон., полит. и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино". Анализируя процессы и тенденции информатизации, Р. приходит к выводу о возможности такого вида соц.-экон., полит. и дух.-культурной сегрегации, при к-ром "в наиболее развитых информац. об-вах сконцентрируется вся или почти вся интеллектуальная индустрия. Они станут источником, хранителем и держателем осн. интеллектуальных ресурсов, производителем доминантных информац. технологий, продуцентом осн. культурных и соц.-гума-нит. потребностей. Остальные же страны мира превратятся в потребителя информац. технологии и информац. продукции, производителя сырья и отдельных видов промышленной продукции". В этих условиях существует перспектива для нашей страны оказаться в положении "информац. колонии". Р. писал: "Тем, кто несет ответственность за существование нашей страны, не мешало бы об этом задуматься и понять, что борьба за ее продвижение в сторону информац. об-ва и превращение в об-во совр. и высокоразвитое гораздо важнее в полит. и личностном плане, чем борьба за власть в стране, к-рая стремительно переходит из разряда великих держав в гос-во “третьего сорта”". Развивая эту мысль, в середине 90-х гг. Р. подчеркивал, что ист. трагедия совр. России заключается в полном непонимании того, что одни лишь экон. преобразования, не опирающиеся на глубинные трансформации обществ. сознания, не в состоянии решить проблему гос. и соц. строительства. "Рецепт спасения России состоит в понимании того, что только долгий и тяжелый труд по выработке нового самосознания, только новое колл. и индивидуальное поведение, только новая генерация росс. граждан — образованных, воспитанных, предприимчивых, доброжелательных, исполненных веры в абсолютную незыблемость высших человеч. ценностей — может вывести Россию на новый путь". Преодолевая категориальный аппарат традиц. филос. техники, он выдвигает в качестве центр. соц.-филос. концепции идею технологии, техноло-гич. и информац. революций как детерминант и фундам. факторов глоб., культурно-цивилизац. и соц.-ист. изменений. В этом контексте он рассматривает и будущее России как элемент совр. глоб. трансформаций. "...Главной разумной целью нашего общества и государства может и должно стать превращение России в страну, удобную для проживания, комфортабельную для всех слоев населения в экономическом, социальном, правовом, политическом, культурном и бытовом отношении. Стратегией, обеспечивающей достижение этой задачи, может быть только переход России на уровень общества высоких и наукоемких технологий, информационного общества, общества, построенного на знании. Все другие пути рано или поздно приведут к затяжному застою, нарушению территориальной целостности, росту национальных угроз и отказу от устойчивого развития" (1998).

Соч.: Анатомия научного знания (популярное введение в методологию науки). М., 1969; Курс лекций по логике науки. Уч. пос. для философских факультетов. М., 1971; Принципы научного мышления. М., 1975; Трактат о научном познании для умов молодых, пытливых и критических. М., 1977; Философские проблемы науки. Системный подход. М., 1977; Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982; О смысле философских проблем физики // ВФ. 1983. № 6; Философия. Основные идеи и принципы. [В соавт.]. М., 1985; Диалектика процесса понимания (Истоки проблемы и операциональная структура понимания). // ВФ. 1985. № 12; Марксистско-ленинская философия. Учебник. М., 1985; Философия компьютерной революции. [В соавт.] // ВФ. 1986. № 11; Информационная технология и информатизация современного общества. М., 1989; Философия компьютерной революции. М., 1991; Цивилизация, культура, технология и рынок // ВФ. 1992. № 5; Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // ВФ. 1994. № 4; Путь России: понять и жить. Социально-философские этюды. [В соавт.]. М., 1995; Россия: наука и государство // Россия и современный мир. 1996. № 1; Электронный факультет — революция в университетском образовании // Проблемы информатизации. 1996. № 2; Наука в эпоху глобальных трансформаций // Свободная мысль. 1997. № 5, 7; Роль науки в устойчивом развитии общества // В. РАН. 1997. № 12; Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 г. // Там же. 1998. № 8; Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998; Заглядывая в будущее // Наука и жизнь. 1998. № 12.



Ракитов, Анатолий Ильич

Руководитель Аналитического центра Администрации Президента РФ по общей политике; окончил философский, исторический, математический факультеты МГУ, доктор философских наук, профессор; работал главным научным сотрудником в Институте народного хозяйства им. Плеханова, в ИНИОН; с 1990 г. — член Высшего Консультативного совета; в 1992 г. — советник Президента РФ по вопросам информатизации и научно-технологической политики; академик РАЕН; член Международной ассоциации системного менеджмента; женат, имеет троих детей.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ракитов анатолий ильич
Значение слова ракитов анатолий ильич
Что означает ракитов анатолий ильич
Толкование слова ракитов анатолий ильич
Определение термина ракитов анатолий ильич
rakitov anatoliy ilich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):