Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рамазанов николай александрович

Рамазанов николай александрович

— скульптор и писатель по истории искусства. Род. в Петербурге 24-го января 1817 г., умер в Москве 18-го ноября 1867 г. Происходя из артистической семьи, так как отец и мать его были актерами Императорских театров, дед — балетмейстером, тетка — M. И. Валберхова — известной драматической артисткой, а дядя по матери Гольц — известным балетмейстером, Р. с самого раннего детства рос в сфере искусства. Семилетним ребенком он танцевал уже на сцене Большого Театра, в бенефисы отца и тетки, и даже помогал отцу в обучении малолетних воспитанников Академии Художеств, когда там, по почину президента А. Н. Оленина, устраивались спектакли. Когда пришло время отдавать мальчика в учебное заведение, то отец предоставил ему самому выбор между двумя поприщами — поступить в Театральнее Училище или в Академию Художеств, так как к этому времени уже выказались его способности к рисованию и он начал уже учиться у Ф. Г. Солнцева, впоследствии известного художника-археолога. После недолгого колебания, мальчик выбрал Академию Художеств, куда и поступил в октябре 1827 года.

Это время совпало с двумя тяжелыми событиями в жизни P.: 28-го сентября 1827 г. умерла его мать, а 23-го июня 1828 г. — отец. Братьев и сестру нашего художника взяла на свое попечение упоминавшаяся М. И. Валберхова, вполне посвятившая им свою жизнь.

При своих способностях и горячей любви к искусству, Р. был до чрезвычайности увлекающеюся натурою. От усидчивых занятий своим предметом его отвлекали то музыка, то литература, то театры, то балы и кутежи с товарищами.

"Раз я был в натурном классе в чрезвычайно расстроенном состоянии духа", вспоминает он сам о годах своего учения. "Работа моя не шла так, как бы мне хотелось; я видел, что отстаю в успехах от моих товарищей: это меня мучило, и я завидовал им, называл их счастливцами, потому что мысли их были единственно устремлены на натурщика, между тем как в моей голове бродили тысячи предположений, которых я не мог угомонить, при всем моем старании устремить внимание на предстоявшую работу. То рисовалась предо мною картина Страшного суда, то создавался план повести, то являлось непреодолимое желание постигнуть законы музыки".

Даже и в пределах академических занятий у Рамазанова один порыв быстро сменялся другим: то он приходил в восторг от отношения к преподаванию своего профессора Б. И. Орловского, то всеми силами стремился перейти от него к другому профессору, С. И. Гальбергу, находя, что здесь он остается все равно, что без руководителя, а "при всех моих способностях, восклицает он, мне необходимы советы, наставления... я погибну без руководителя!" Он то устраивает с товарищами спектакли, то издает рукописный журнал, который, по его словам, "должен иметь первою целью — образовать слово художника, дабы он, при открытии тайн в своем искусстве, мог передать эти драгоценные тайны другому; второю — родить соревнование между товарищами и поддерживать любовь к художествам; третьей — указывать им отечественное, обращать их фантазии на поприще русской истории, русского быта, которые до сих пор забыты". Журнал этот назывался "Момус", а потом был переименован в "Досуги художника", сотрудников было двенадцать человек, а за полтора года до выпуска из Академии издавалась тоже рукописная "Домашняя Художественная Газета", с иллюстрациями, в которой, кроме академистов, принимали участие: один артиллерийский офицер, О. И. Константинов, впоследствии основавший газету "Кавказ", и П. П. Каменский. Некоторые статьи из этой газеты были потом напечатаны в "Художественной Газете" А. Н. Струговщикова.

Тем не менее, несмотря на все это, с внешней стороны занятия Р. в Академии шли обычным порядком. В 1829 г. он получил награду первой степени за успехи в науках; в 1833 г. переводится в казеннокоштные академисты, в 1836 г., "за лепление с натуры", получает вторую серебряную медаль и поступает в класс профессора Б. И. Орловского; на следующий год, "за барельеф, изображающий искушение Спасителя в пустыне", удостоивается первой серебряной медали, в 1838 г., за группу "Милона Критонского, терзаемого львом", получает вторую золотую медаль и, наконец, в 1839 г. оканчивает курс Академии со званием художника ХІV класса и с первою золотою медалью, за круглую фигуру "Фавна с козленком". Вместо последней статуи у него было намерение вылепить "Яна Усмовича", но профессора нашли, что такая тема не по его силам, и эскиз не был утвержден.

В этом же году он работал в мастерской Троду "готические статуи Весны и Лета", для Зимнего Дворца, и на выработанные деньги решил поехать в Москву, куда он давно уже стремился, так как никуда еще не выезжал из Петербурга, а Москва влекла его к себе, как исторический памятник. Проводником его по обозрению московских достопамятностей был прекрасный знаток Москвы С. П. Кампиони, в благодарность за что молодой художник вылепил его бюст.

После этой поездки Р. принял участие в исполнении памятников Карамзину в Симбирске и Державину в Казани, оставшихся неоконченными после смерти С. И. Гальберга. На его долю, в первом памятнике, достался барельеф, изображающий "Карамзина, читающего императору Александру I Историю Государства Российского", и колоссальный бюст историографа. Второй памятник им исполнен вместе с К. М. Климченко.

По окончании этих работ, Р. был отправлен пенсионером Академии в Италию и в сентябре 1843 г. выехал за границу. Свое путешествие и первое время пребывания в Италии он описал подробно, и оно было напечатано в "Русском Вестнике" 1877 и 1878 гг. В этом описании мы встречаем рассказы о всевозможных праздниках, прогулках и пирушках, и очень мало — об искусстве. Он и сам обратил на это внимание и замечает в одном месте: "Еще серьезно не занимаюсь. Почему? спросишь ты. Отвечаю: по случаю скопления впечатлений, в голове такое брожение, какого я не ожидал. Все, что было задумано, затеяно в Петербурге, все планы, все цели перепутались, и я до сих пор не могу освободиться от этого лихорадочного состояния мозга; но надеюсь на скорый перелом болезни".

Однако, надежда эта не оправдалась вполне и до конца его пребывания за границей. Кружок, в котором он вращался и даже был душою его, все время занимался более прожиганием жизни, чем усовершенствованием в искусстве, и если Р. прожил в Риме не вполне бесполезно, то лишь благодаря большим способностям, которыми наделила его природа.

Приступив к работе, он составил сразу пять проектов: "Неаполитанского мальчика, слушающего шум в раковине", "Играющего в бильбоке", "Ребенка, плачущего над разбитыми яйцами", "Нимфу, которая ловит на плече бабочку" и "Вакханки, отнявшей у Фавненка свирель". Рисунки этих проектов отвез в Петербург бывший в то время директором русских художников в Риме П. И. Кривцов, который, по возвращении оттуда, передал Р. заказ сделать из мрамора, для Государя Императора, группу "Нимфу, ловящую на плече бабочку". В это же время художник вылепил эскиз другой группы, которая должна была составить pendant к группе П. А. Ставассера, — "Сатира, выпрашивающего поцелуй у Нимфы при фонтане", а потом собирался приняться за статую "Диогена с фонарем, ищущего человека", и сделал уже эскиз ее.

В конце 1845 г. приехал в Рим император Николай I. Объезжая мастерские русских художников, он был и у Р. Сообщая об этих посещениях Академии Художеств, граф Ф. П. Толстой писал: "Глиняною статуею пенсионера Николая P.: "Нимфа, ловящая на своем плече бабочку" Его Императорское Величество остался очень доволен и хотел заказать ему ее из мрамора; но после ответа художника, что она уже Его Императорским Величеством заказана и куплен мрамор, Государь Император обратил свое внимание на алебастровый эскиз группы, которую Р. сочинил в pendant группе Ставассера, именно: "Сатир, выпрашивающий поцелуй у Нимфы при фонтане", и изволил сказать: "Сочинение этой группы хорошо, но слишком выразительно. Ты сделай ее поскромнее, иначе мне нельзя будет поставить ее в моих комнатах". Сверх того, Р. теперь занят рисунками собственно им сочиненной греческой сказки "Красота и Искусство".

К этому же времени относятся его работы: бюст С. Л. Левицкого, небольшая статуя девочки и эскизы горельефов для храма Христа Спасителя в Москве. Горельефы эти были исполнены, впрочем, уже гораздо позднее и представляют: на восточной стороне храма, в средней арке — образ Владимирской Божией Матери, а в четырех малых, боковых — образа Св. Царицы Александры, Св. Марии Магдалины, Св. Анны Пророчицы и Св. Вмч. Екатерины; на правом углу храма — Воскресение Христово, и на северной стороне, при оконных арках выступа, — Св. Благоверного князя Даниила Московского и Св. Саввы Звенигородского.

Летом 1846 г. у Рамазанова, из-за одного товарища, произошло очень крупное столкновение с заменившим к тому времени П. И. Кривцова Л. И. Килем, после чего Килю нельзя было остаться на прежнем месте, и P. был вызван в Россию, куда и вернулся 1-го октября 1846 г.

Между тем, в Московском Училище Живописи решено было открыть класс ваяния, и жившему тогда в Петербурге члену Совета Московского Художественного Общества, при котором состояло Училище, И. Г. Сенявину, поручено было пригласить на должность преподавателя входившего тогда в славу Н. Г. Пименова; но так как последний в это время, по Высочайшему повелению, был оставлен в Италии на неопределенный срок, по возвращении же в отечество его уже ожидало место преподавателя в Академии, а P. как раз к этому времени приехал, то И. Г. Сенявин и пригласил его. Он сразу же дал свое согласие, но вступил в исправление своей должности лишь 19-го октября 1847 г.: задержало его сперва исполнение работ, заказанных ему адмиралом М. П. Лазаревым, по рекомендации графа Ф. П. Толстого, а затем исправление неожиданно обрушившейся одной из колоссальных полуфигур, исполненных им в строившуюся тогда церковь Конногвардейского полка.

Своею преподавательскою деятельностью Р. вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. Правда, он не внес в это дело ничего оригинального и неуклонно придерживался принципов своих бывших профессоров, Б. И. Орловского и С. И. Гальберга, заботясь о строго классическом направлении скульптуры; но в этом направлении он вложил всю свою душу в дело преподавания. Достаточно упомянуть, что из среды его учеников вышли такие скульпторы, как М. А. Чижов, С. И. Иванов, В. С. Бровский и мн. др. Имея дело с учениками, выходящими из бедной и угнетенной среды, Р. не щадил своих скудных средств, с полной готовностью приходя к ним на помощь: кому уделял он помещение в своей и без того небольшой квартире, кого ссужал деньгами или выхлопатывал субсидию от Общества, кому добивался освобождения от крепостной зависимости, для кого покупал рекрутскую квитанцию; не оставлял без помощи и бедных товарищей или семьи умерших художников, делясь и с ними всем, что имел.

Не ограничиваясь преподавательскою деятельностью в Училище, Р. заботился и о художественном развитии Общества. Состоя сотрудником, с самого основания журнала, в "Русском Вестнике", а также и в "Москвитянине" и, в течение пяти лет, в "Московских Ведомостях", он постоянно знакомил публику с молодыми талантами, с замечательными произведениями искусства и со всем, что заслуживало внимания в этой области. При этом суждения его всегда основывались на упомянутом принципе стремления к воссозданию классического искусства, и все, что отступало от такого стремления, вызывало с его стороны строгий приговор. Так, например, он резко осудил известный выход из Академии Художеств, в 1863 г., тринадцати учеников, образовавших потом артель, а впоследствии составивших ядро Товарищества Передвижных выставок. Но, во всяком случае, его "Художественная Летопись" была для того времени явлением выдающимся, так как он первый заговорил с публикой о художественных вопросах во всеоружии знания, соединенного с литературным талантом. Лучшим подтверждением такой характеристики служат слова Ф. И. Буслаева, выразившегося о нем так: "Я уважал P., как даровитого и образованного литератора, который, в течение многих лет, проводил в публике здравые понятия об искусстве. Его литературные связи с такими журналистами, как Погодин и Катков, достаточно свидетельствуют о пользе, которую он, кроме скульптурного резца, приносил обществу и пером".

Статьи свои Р. задумал собрать в отдельные книжки и одну такую книжку успел издать при жизни, под заглавием: "Материалы для истории художеств в России. M. 1863". Академия Художеств выразила ему за это благодарность и приобрела полтораста экземпляров за 225 руб., "в виде поощрения предпринятого им труда". Вторая книга была им приготовлена уже к печати, но при жизни издать ее он не успел, а по смерти его Академия приобрела рукопись для издания, но издание не состоялось и до сих пор.

27-го сентября 1849 г. Совет Академии, рассуждая, как сказано в протоколе, "что состоящий учителем скульптуры при Московском Училище Живописи и Ваяния Р. произвел разные скульптурные работы, как в бытность его за границею, так и по возвращении, свидетельствующие о даровании, познаниях его в художестве и отличных успехах, и что он преподаванием скульптуры в означенном Училище приносит особенную пользу ученикам", возвел его в звание академика, а 3-го апреля 1858 г., "во внимание к особенному искусству и отличным познаниям по части художеств, доказанным трудами, заслужившими известность", президент Академии возвел его в степень профессора скульптуры.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рамазанов николай александрович
Значение слова рамазанов николай александрович
Что означает рамазанов николай александрович
Толкование слова рамазанов николай александрович
Определение термина рамазанов николай александрович
ramazanov nikolay aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):