Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - разумовский дмитрий васильевич

Разумовский дмитрий васильевич

— протоиерей, настоятель Московской церкви св. Георгия, что на Всполье, и профессор истории и теории церковного пения в Московской Консерватории. Род. в 1822 г.; среднее образование получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее — в Киевской Духовной Академии, по окончании курса которой был удостоен степени магистра богословия. Отличаясь особенною любовью, даже страстью к церковному пению, он еще в Семинарии, а потом и в Академии начал усердно изучать как теорию, так и историю церковного пения, и явился первым в России научным исследователем его, немало потрудившись над освещением и разработкою этого предмета. До него в нашей литературе по этому вопросу можно указать лишь на два-три исследования, заслуживающих серьезного внимания. Своими работами P. показал, что церковное пение, и как научный предмет, и как практическая сторона православного богослужения, заслуживает полного и серьезного изучения, а также может быть поставлено наравне с другими предметами учебной программы, начиная с низших учебных заведений до высших. Разумовский с любовью работал над изучением избранного предмета, рылся в разных древних книгохранилищах, в монастырских и архиерейских библиотеках, разбирал и изучал знаменные и крюковые рукописи и, таким образом, приобрел глубокое и полное знание предмета. Поэтому, когда в 1866 году Русское Музыкальное Общество учредило в Москве Консерваторию и при ней первую в России кафедру церковного пения, то обязанности профессора по этому предмету были предложены Д. В. Разумовскому. Выполнить эту трудную и новую еще тогда задачу мог только он один, так как во всей Москве не было никого, кто бы в достаточной для этого степени изучил и знал предмет. Разумовский составил полную и широкую программу лекций — она охватывала предмет со всех сторон и давала ему вполне научную подготовку и законченный научный характер. Его лекции — серьезные и в то же время живые и чрезвычайно разнообразные по своему содержанию, касавшиеся и теоретической, и исторической, и практической стороны церковного пения, привлекли большое число слушателей и возбудили в них глубокий интерес и любовь к предмету. P. всегда стоял за истинное православно-русское направление церковного пения и считал наиболее коренным и подлинным столповой распев. В 1867 году, по истечении первого семестра, Разумовский издал, в трех выпусках, читанные им в Консерватории лекции, под заглавием: "Церковное пение в России". Эти лекции представляют строго научное исследование, чрезвычайно разнообразное по своему содержанию и вполне исчерпывающее предмет. Р. не ограничился только теми данными, которые нашел у митрополита Евгения, В. M. Ундольского, И. П. Сахарова, А. Ф. Лядова, Безсонова и других своих предшественников, но и сам много прибавил собственных изысканий. Особенно полно осветил он эпоху борьбы знаменного периода, с наступавшим нотнолинейным, а также и эпоху господства Придворной певческой капеллы. Но, касаясь исторической стороны предмета, он не забывал и теоретическую. Ему мы обязаны строгой системой и твердо установленным понятием о церковном осьмогласии. Труд это был громадный и чрезвычайно кропотливый; нужно было, по тому певческому материалу квадратных певческих книг, который был под рукой, сравнить все гласы и сделать вывод относительно господствующих и конечных нот каждого из них; но трудность и кропотливость работы никогда не пугала усердного исследователя, и он даже поместил здесь же систематическую азбуку знаменного и крюкового нотописания, изложив ее очень ясно и удобопонятно. Кроме того, он нашел еще возможность приложить азбуку, т. е. самые начертания столпового знамени со сборником кокиз и фитиком, а также и начертания домественного знамени. Вся эта работа была чрезвычайно важна, особенно если иметь в виду, что в ту пору не было ничего подобного в литературе по истории и теории церковного пения. Другим, не менее важным и обширным трудом Разумовского была книга "Богослужебное пение православной греко-российской церкви". Эту книгу он написал для руководства при преподавании церковного пения в духовных семинариях, когда были увеличены программы по этому предмету. В этой книге есть, между прочим, отдел, полно и обстоятельно знакомящий с богослужебными певческими книгами квадратной нотации. До того времени, во всех сочинениях, подобных "Богослужебному пению православной греко-российской церкви", этот отдел или совсем опускался, или был очень незначителен и не полон. Кроме этих двух, наиболее крупных и важных сочинений, Разумовский написал. еще много сочинений и статей, помещенных в разных периодических изданиях. Так, в 1881 году в журнале "Полярная Звезда" он поместил статью: "Государевы певчие дьяки". Кроме своих обязанностей, как профессора, так и священника и настоятеля церкви Великомученика Георгия, он состоял еще в числе ученых блюстителей Московской Епархиальной Библиотеки, а также был членом Имп. Общества Любителей Древней Письменности. Особенно деятельное участие принимал он в трудах Имп. Общества Любителей Древней Письменности, касавшихся церковного пения. Он нередко принимал на себя обязанности редактора и руководителя изданий Общества. Так, в 1884 году под его редакцией было издано Обществом весьма важное и обширное исследование под заглавием "Круг древнего церковного пения знаменного распева", состоящее из 3-х больших томов. Все научно-музыкальное наблюдение над этим изданием приняли на себя Разумовский и И. А. Фортов; в этом издании к первому тому приложено исследование "О знаменном распеве", принадлежащее перу Разумовского. В 1886 году Р. принял на себя редактирование обширного издания Общества: "Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна Деспота Российского", состоящего из двух частей: знаменного подлинника и нотнолинейного перевода. Спустя некоторое время после издания "Стихир", Общество задумало новое издание по церковному пению — богослужебных певческих книг квадратной нотации. В этом издании Разумовский принимал деятельное участие, как по пересмотру, исправлению и дополнению издаваемых книг, так и в качестве лица, официально назначенного для наблюдения за их печатанием. Когда поднят был вопрос об изменении программ по церковному пению в духовных училищах и семинариях, то P., как и всегда, горячо стоял за серьезную научную постановку этого предмета, а также сделал много указаний. Наконец, в апреле 1888 года он устроил публичное чтение о церковном пении при Выставке Общества Поощрения Трудолюбия, причем лекции его иллюстрировались пением Синодального хора. Во время первого Археологического съезда Р. прочел несколько рефератов, которые и помещены в "Трудах" этого съезда (т. 2). Вообще Разумовский был достойный труженик и ревностный поборник истинного православно-церковного пения. Труды его в этом направлении изменили общий взгляд на этот предмет, возвысили его, заставили уважать. Разумовский скончался в Москве 2-го января 1889 г.; похоронен на Ваганьковском кладбище.

"Новое Время" 1889 г., № 4618; "Древности" 1890 г., т. XIII, стр. 90—91; "Церковные Ведомости" 1889 г., № 5, прибавление к "Церковным Ведомостям", некролог, ст. Д. С., стр. 118—121; "Правительственный Вестник" 1889 г., № 25; "Исторический Вестник" 1889 г., т. XXXV, март, стр. 778; "Московские Ведомости" 1888 г., № 106 и 118, ст. "Лекции Д. В. Разумовского"; Списки Вифанской Духовной Семинарии с 1800 до 1897 г., стр. 31, Сергиева Лавра. 1898 г.; "Московские Ведомости" 1889 г., № 4 и 5, ст. "Панихида и Похороны Д. В. Разумовского"; Святославский. Летопись Георгиевской церкви, М. 1875 г.

{Половцов}



Разумовский, Дмитрий Васильевич

(1818—1889) — выдающийся историк церковного пения, протоиерей, магистр богословия. Его "Церковное пение в России" составляет чуть ли не единственный капитальный труд в этой области. Несмотря на некоторую разбросанность плана, оно отличается большой полнотой материала и сильно способствовало как возникновению движения в пользу восстановления древнего пения, так и распространению знакомства с его техникой. В составлении "Теории русского церковного пения" Ю. К. Арнольда Р. принимал деятельное участие. С 1866 г. он состоял профессором церковного пения в Моск. консерватории. Написал еще: "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (1863), "Об основных началах богослужебного пения православной греко-российской церкви" (1866), "Патриаршие певчие дьяки и поддьяки" (1868), "Государевы певчие-дьяки" (1881 и 1895), "Церковное русское пение" (1869), "Исследование о знаменном пении" (1884), "О пении в церковно-приходских школах" (1888), "Богослужебное пение православной греко-российской церкви" и др.

Н. С.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое разумовский дмитрий васильевич
Значение слова разумовский дмитрий васильевич
Что означает разумовский дмитрий васильевич
Толкование слова разумовский дмитрий васильевич
Определение термина разумовский дмитрий васильевич
razumovskiy dmitriy vasilevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):