Большая биографическая энциклопедия - ремизов алексей михайлович
Ремизов алексей михайлович
[1877—] — беллетрист. Р. в богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание — жил в монастырях, паломничал. Рано начал жить самостоятельно. Окончил Московский ун-т по естественному отделению. Побывал в тюрьме и ссылке, много странствовал по глухим углам России. Печататься начал с 1902, преимущественно в журналах символистского направления. Первая книга вышла в 1907. С 1921 — белоэмигрант.
Как писатель Ремизов сложился в период реакции после революции 1905. Разложение патриархальной торговой буржуазии в условиях перерастания промышленного капитализма в монополистический капитализм, дифференциация старого купечества на промышленно-финансовую крупную буржуазию, с одной стороны, и на мелкую буржуазию — с другой, определили собой содержание и направление творчества Ремизова.
Религиозно-этическая проблематика — основная для Р. Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В "Крестовых сестрах", в "Неуемном бубне" дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования. В "Пруду" картины зверского быта, кошмаров и уродства жизни завершаются образом торжествующего дьявола. В "Часах" тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов; освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия. Но сквозь явления бесноватого мира Р. усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали. Дуализм Ремизова получает острое выражение в теме "богоборчества"; у Р. ропщут на бога даже патриархальные, богомольные старушки и сама богоматерь. Религиозное раздвоение разрешается у Р. в юродстве, в религии жертвенного страдания, в примирении с ужасами жизни. Положительные персонажи Р. — безвинные страдальцы, религиозная богема бродячей Руси ("Бесприютная", "Покровенная", "Крестовые сестры" и др.).
В социальной действительности Р. видит "явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную", повсюду царят "вздор, нескладица, неразбериха", природа у Ремизова полна бесовщины. Изображаемый Р. быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно; реальная бытопись густо прослаивается фантастикой, обессмысливающей действительность. Жизнь персонажей Р. — мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов — полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства. Реальность у Ремизова постоянно прорывается "кажимостями", бредами (больного, пьяного), снами, в которых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью. Систематически используемые Р. лейтмотивы, подчас неожиданно и сумбурно сочетаясь в своих повторах, образуют алогические конструкции; развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных. Некоторые циклы миниатюр Р. — не мотивированная ничем сюжетная заумь, дополняемая словесной заумью припевов, заговоров и всякого рода орнаментальной словесностью (напр. "Посолонь").
Для Р. характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов. Сюжетный стержень повествования слабо ощутим; основные события затушевываются, место обобщающего, генерализирующего изложения занимает показ частных эпизодов, деталей быта. Члены изображаемого Р. общества лишены внутренней связи друг с другом, они живут как бы в одиночном заключении; здесь "человек человеку — бревно". Тенденция Р. к фрагментарности реализуется и в циклах миниатюр и в жанре "tableaux" — "литературных картинок" — религиозных, для детей, сновидений ("С очей на очи", "Кузовок", "Бредовая доля", циклы в сб. "Трава-мурава", "Посолонь" и др.).
Современная русская действительность и вся русская история "петербургского периода" рисуются Ремизовым как царство беззакония, насилия, косности. Вместе со славянофилами Р. датирует гибельный поворот русской истории эпохой Петра I ("Царь Максимилиан", "Крестовые сестры", "Слово о погибели Земли Русской"). Средоточие зла для Ремизова — в современном индустриальном городе, который он предает очистительному огню ("Пожар", "Град обреченный" и др.). Злу существующего общественного уклада Ремизов противопоставляет идиллию благообразного старокупеческого быта, освященную религией допетровскую "святую Русь" — идеал патриархального торгового капитала, действовавшего в недрах феодального общества. Реакционную романтику византийского средневековья и феодальной Руси противопоставляет Ремизов в качестве идеала культуре промышленного капитализма (ср. Вяч. Иванов, С. Соловьев, Рерих, Стеллецкий, отчасти Врубель, Кузмин и др.). Под этим знаком создается иконописно-марионеточный театр Р. — стилизации в духе средневековых действ, "школьного театра" XVII века, "народного театра" ("Бесовское действо", "Действо о Георгии Храбром", "Трагедия об Иуде", "Царь Максимилиан"), цикл модернизированных переработок апокрифов, житий, притч ("Лимонарь", "Пляс Иродиады", "Трава-мурава" и др.), стилизации в духе византийского романа ("Аполлон Тирский"). Р. обращается к докапиталистическому фольклору, подвергая его стилизации ("Посолонь", "Докука и балагурье", "Весеннее порошье" и др.).