Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - римский-корсаков николай андреевич

Римский-корсаков николай андреевич

— известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 г. — "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь", Бородина, и в оркестровке "Каменного гостя", Даргомыжского. Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

Н. С.

{Брокгауз}



Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье)

— Новые его произведения: оперы — "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" по Пушкину (1900); "Сервилия" по Мею (1902); "Кощей бессмертный" (1902) — осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

{Брокгауз}



Римский-Корсаков, Николай Андреевич

— наиболее выдающийся из живых русских композиторов, род. 6 марта 1844 в г. Тихвине Новгород. губ. в помещичьей семье. В этом захолустном уголке, похожем на деревню, Р. К. прожил до 12 лет и, таким образом, имел возможность с детства наблюдать народную жизнь со всеми ее обрядами, песнями и т. п. Все это впоследствии несомненно отразилось на его творчестве. Мальчика стали обучать игре на фп. в 6—7 лет, а к девятилетнему возрасту относятся уже первые его попытки к сочинению. В 1856 Р.-К. отдали в СПб. Морское училище, курс которого он окончил 1862. Будучи в училище Р.-К. также занимался музыкой, сперва у виолончелиста Улиха, затем у хорошего пианиста Фед. Андр. Канилле. Под руководств. последнего производились также и относящиеся к тому времени юношеские композиторские опыты Р.-К. Знакомство (также через Канилле) с Балакиревым (1861) и его кружком (Кюи, Мусоргский, позднее Бородин) имело весьма важное значение для Р.-К., ибо склонило последнего к более серьезным музык. занятиям и определило его дальнейшую деятельность. Еще до своего отъезда в продолжительное заграничное плавание (1862—65), во время которого Р.-К. был произведен в офицеры (1864), он успел пользоваться советами Балакирева; во время плавания он кончил симфонию op. 1, начатую еще в СПб. По возвращении Р.-К. в СПб. эта первая русская симфония была исполнена Балакиревым с крупным успехом в концерте Бесплатной музык. школы (1865). Тогда же Р.-К. поселился в СПб., занимаясь сочинением и работая над музыкальным самообразованием, чему значительно способствовала близость с балакиревским кружком. Морскую службу Р.-К. оставил только в 1873, но в том же году был назначен инспектором военных оркестров флота, в каковой должности оставался до ее упразднения (1884). В 1871 Р.-К. приглашен был при директоре Азанчевском в качестве профессора инструментовки и композиции в СПб. консерваторию; место это он с честью занимает и поныне, отказавшись от предложенных ему в разное время должностей директора консерваторий в Москве и СПб. Из многочисленных учеников Р.К. выдаются: Аренский, Глазунов (частный ученик), Лядов, Ипполитов-Иванов, Сакетти, Гречанинов, Бернгард, Витоль, Лисенко, Черепнин и др. В то же время Р.-К. в 1883—94 состоял (при Балакиреве) помощником управляющего придворной певческой капеллой (его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы Капеллы) и 1874—81 директором Бесплатной Музыкальной школы и дирижером ее концертов (см. Балакирев). Кроме того, Р.-К. выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, "Concerts populaires", посвященный русским авторам), Одессе (1894, концерты И. Р. М. О.); 1886—90 он управлял "Русскими Симфоническими концертами" в СПб. (1898 в Москве). После симфонии и ряда романсов Р.-К. написал фантазию для оркестра "Садко" — первую русскую симфоническую поэму, за которой последовали две других симфонии, опера "Псковитянка" (1873) и другие сочинения, скоро выдвинувшие Р.-К. на одно из первых мест в русском музык. мире. Тем не менее, сознавая некоторый недостаток систематичности в своей композиторской подготовке, Р.-К. в первой половине 70-х годов подвергнул себя строгому и продолжительному искусу самообразовательной технической работы (особенно в области контрапункта и фуги). Сделавшись "мастером", Р.-К. впоследствии исправил и переделал почти все крупные сочинения предшествовавшего периода (см. ниже). В своих симфонических сочинениях Р.-К., не теряя самостоятельности, примыкает к Берлиозу Листу; таланту его более родственны свободные формы программной музыки, чем классические симфонические формы. Превосходно владеет Р.-К. красочной, изобразительной стороной музыки; в области оркестра он может считаться наиболее совершенным представителем той индивидуально-тонкой, монографической школы оркестровки, родоначальником которой является у нас Глинка. Гармонии его отличаются необыкновенной оригинальностью и свежестью, идут ли они в сторону сложных хроматико-энгармонических образований, или не выходят за пределы простых трезвучий и старинных ладов. Менее ярко оригинальное мелодическое дарование Р.-К., что, впрочем, вполне искупается тем неподражаемым мастерством, с которым композитор умеет пользоваться народными мелодиями и, творчески перерабатывая их, подымать музыкальную этнографию до художественной высоты. Последнее особенно ценно, если принять во внимание, что почти все оперы Р.-К. написаны на русские сюжеты. Вообще в области русской музыки, да пожалуй и восточной, Р.-К. сильнее всего; простота, легкость и ясность творчества являются, впрочем, постоянными чертами его творчества — особенно в последнее время. Большая часть опер Р.-К. написана в последние годы (для Московской Частной оперы); для многих либретто составлено самим композитором. Оперы Р.-К. отличаются крайним разнообразием стилей: тут и дитя Новой русской школы "Псковитянка", где при господстве речитатива, немалую роль играют и более широкие, законченные формы; и "Садко", где последние царят и даже речитативы получают симметричное и мелодиеобразное строение; и "Царская невеста", написанная совсем в старинных оперных формах; и "Моцарт и Сальери" — сплошь речитативная, в духе "Каменного гостя", опера; и "Салтан", почти весь построенный на небольших ариозо; и "Кощей бессмертный", крайне оригинальное и не лишенное декадентских черт произведение, представляющее собою новую ступень в развитии вагнеровской системы лейтмотивов. Системой этой Р.-К. вообще пользуется в большинстве своих опер, не доводя ее, однако, до таких крайностей, но и не давая ей такого широкого полифонического развития, как Вагнер; последнему Р.-К. — как, впрочем, и почти все современные композиторы — немало обязан и в области оркестра и гармонии. Наиболее популярны из опер Р.-К. "Снегурочка" и особенно "Садко". Одним из отличительных свойств Р.-К. является его склонность и способность к искренней и светлой радости в музыке; в связи с этим находится и та любовь, с которою Р.-К. так или иначе воспевает в большинстве своих опер светлый культ солнца, игравший такую важную роль в славянской мифологии. Вообще, фантастический и бытовой элементы наиболее ярко выражены в операх Р.-К.; он в своей музыке охотнее всего живописует, рассказывает, и меньше всего (в противоположность, например, Чайковскому) говорит о себе. Вообще, почти во всем противоположный Чайковскому (см.), Р.-К. в то же время делит с ним гегемонию во влиянии на все современное русское музык. творчество. В то же время Р.-К. представляет собою редкий в России пример человека, сумевшего сочетать необыкновенную композиторскую плодовитость с разносторонней иною музык. деятельностью (см. выше).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое римский-корсаков николай андреевич
Значение слова римский-корсаков николай андреевич
Что означает римский-корсаков николай андреевич
Толкование слова римский-корсаков николай андреевич
Определение термина римский-корсаков николай андреевич
rimskiykorsakov nikolay andreevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):