Большая биографическая энциклопедия - роднов лев николаевич
Роднов лев николаевич
(р. 08.05.1937) — спец. в обл. теории познания, онтологии и филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в дер.Ченцы Шуйского р-на Ивановской обл. Окончил физ.-матем. ф-т Шуйского гос. пед. ин-та (1960). С 1966 по 1968 — асп. Ивановского гос. пед. ин-та по кафедре матема-тич. анализа. С 1968 по 1971 — асс. каф. филос. Яросл. технолог, ин-та. С 1977 — на кафедре филос. вузов г. Костромы (ст. преп., доц., проф.). В наст. вр. — зав. кафедрой филос. Костр. гос. технолог, ун-та. Канд. дисс. — "О логико-гносеологических основаниях математического знания" (1976). Докт. дисс. — "Разумно-нравственная сущность сознания" (1998). Творчество свое Р. разделяет на два периода. Первый — следование в русле класс. гнозиса под возд. спино-зовско-гегелевской теор. познания и под влиянием, прежде всего, диалект, установок Э.В.Ильенкова, связанных с понятием "идеального". Второй — пересмотр и критический анализ класс. установок на мышление, логика к-рого отчуждала человека от его нравств. существования, от экзист. понимаемого бытия. Осн. задача, решаемая Р., свелась к определению разума не как системы трансцендентных идей, а как универс. формы деятельности нравств. чувства в единстве "вот этого" сознания — сознания как мысляще-чувственного потока, определяемого актом "эго", актом "я есть". Такое определение разума как конкретно понимаемой разумности мысли позволило Р. решить важнейшие вопросы, связанные с метафиз. проблематичностью человеч. бытия как бытия (в частности, считает автор, вскрыть как истинные, так и неистинные формы индивидуального сознания; установить, что совесть, и ничто иное, выступает имманентным законом нравств. деятельности сознания; выявить осн. формы онтол. понимаемой свободы и обосновать их; определить понятие духовности сознания как через сферу свободы, так и через сферу нравственности, что позволяет различить подлинное "тело" культуры от "тела" совр. цивилизации; снять ист. коллизию противопоставления персонализма и коллективизма, различив понятие "коллективного" и сущностно "обществ.", а на этой основе дать метафиз.-онтол. определение понятия "личности"; разорвать тавтологич. круг "добро—зло" в нравств. сфере деятельности сознания, определив с помощью нравств. разумности как то, так и др.; в сфере соц.-экон. важнейшей задачей является онтол. определение понятия "обществ. собственности", что позволяет решить Марксову проблему отчуждения человека от самого себя).
Соч.: Противоречивость в деятельной структуре универсальных категорий мышления // Проблемы построения диалектической теории, основание и доказательство. М., 1989; Павел Флоренский и Иммануил Кант: разум и проблема истины // Религиозно-философские чтения. Кострома, 1992; Сознание. Познание. Личность. Кострома, 1995; Разум и нравственность в единстве сознания // В. МГУ. Сер.7. "Философия". 1996. № 3, 4; Философско-онтологическое определение понятия собственности // Проблемы новой политической экономии. Кострома, 1999. № 1; Культура как опредмеченная разумностью духовность // Актуальные проблемы мировой культуры XX столетия, Кострома, 1999; Чему философия должна учить студента // В. КГТУ. Кострома, 2000. № 1; Эсхатология совести // В. КГТУ. Кострома, 2001. № 1; Философия. Краткий курс. Кострома, 2001.
Большая биографическая энциклопедия
2009