Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рождественский иван васильевич

Рождественский иван васильевич

— протоиерей, член Св. Синода, настоятель Малой церкви Зимнего Дворца, проповедник; родился в селе Богоявленский Погост, Вязниковского уезда Владимирской губернии, 18 января 1815 года. Отец его, священник Василий Гаврилович, рано овдовел и поступил в Рождественский, при Архиерейском доме, монастырь в г. Владимире; вместе с отцом поселился в монастыре и мальчик, и это обстоятельство, несомненно, оказало на него большое влияние: он часто посещал церковные службы и полюбил богослужение, в котором, обладая хорошим голосом и слухом, принимал участие в качестве чтеца и певчего. Тихого и даровитого мальчика, жившего с сумрачным отцом, заметил и приблизил к себе находившийся тогда на Владимирской кафедре преосвященный Парфений, который и поместил его в Училище, а затем — во Владимирскую Семинарию, где талантливый ученик шел во главе товарищей. В 1833 году, будучи учеником класса благословия, он был семинарским начальством избран и отправлен в С.-Петербургскую Духовную Академию, куда и поступил в состав XII курса; в Академии он занимался так же успешно и окончил ее 22 лет в 1837 году третьим магистром богословия. Вслед за тем получил он место преподавателя в Рязанской Семинарии, откуда уже в августе 1838 года был переведен в С.-Петербургскую Семинарию на кафедру сначала словесности, а в следующем году и гражданской истории. В июле 1839 года Р. вышел из состава преподавателей Семинарии и был определен настоятелем выстроенной при Дворянском Полку церкви, а вместе с тем и законоучителем воспитанников Полка; так как ему было в это время всего 25 лет, то директор Полка H. H. Пущин сомневался в достаточности его авторитета и находил его слишком молодым и неопытным для ответственного поста пастыря и законоучителя; но всякое недоверие вскоре было оставлено: о. Рождественский, предавшись всей душой порученному ему делу, не только приобрел громадный авторитет и влияние у молодежи, но и привлек к себе ее искреннюю любовь, доверие и послушание. Его педагогическая деятельность имела чрезвычайный успех и самым благотворным образом отражалась на воспитанниках; объясняется это явление тем, что в мрачную эпоху 40-х и начала 50-х годов прошлого столетия в военно-учебных заведениях встречалось очень мало воспитателей, которые бы вносили в свои труды чувство любви к питомцам и были бы в свою очередь любимы и уважаемы ими, — между тем, именно таким оказался о. Рождественский; болея сердцем за воспитанников, он направлял свои усилия к тому, чтобы по возможности смягчить и осмыслить в их глазах тот жестокий режим, которому они подвергались; так возникло его известно "Письмо отца-офицера к сыну-кадету", где он объяснял и оправдывал главные черты кадетской педагогики; эту же задачу примирения воспитанников с их тягостным положением он преследовал и осуществлял в живых беседах с ними, ободряя их, поддерживая в них терпение, стойкость, возбуждая дух; часто, особенно по вечерам, он посещал кадетов в ротах и, окруженный жадными слушателями, вел с ними речи, проникнутые таким гуманным чувством, простотой и сердечностью, таким теплым сочувствием к ним и пониманием настроения молодых душ, с таким умом разъяснял обуревавшие их сомнения, что привлекал к себе всех. Уроки его были так занимательны, что в числе слушателей находились не только католики и протестанты, но и мусульмане; ни догматического, нетерпимого тона, ни ультрамонтанства, ни риторических фраз, ни чванных поучений, ни упреков за ним не водилось, — он знал и применял одно нравственное влияние, убеждение силой логики и спокойную справедливость; и его педагогический успех был поразителен, его уроки церковной истории слушались со вниманием и увлечением, его самого слушались не за страх, а за совесть. Преподавательский талант его и достигнутые им результаты скоро были замечены и оценены помощником главного начальника военно-учебных заведений, известным Я. И. Ростовцевым, и обратили на себя внимание самого главного начальника Великого Князя Михаила Павловича и других лиц, стоявших во главе кадетского образования, — это доставило ему потом место преподавателя у Великих Князей; Ростовцев же брал его с собой в поездки для ревизии провинциальных военно-учебных заведений; известность о. Рождественского, как замечательного педагога, была так велика, что когда в Артиллерийском Училище оставил службу законоучитель Н. Ф. Раевский, а начальник Училища барон П. Ф. Розен, протестант, обратился к Ростовцеву за советом касательно нового законоучителя, то последний отвечал, что по его мнению нет в России священника лучше Рождественского, который и был затем приглашен и преподавал Закон Божий в Училище с 1846 по 1849 год, оставив по себе и там благодарную память за принесенную пользу. Особую славу создали о. Рождественскому его ежегодные, с 1840 по 1850 год, блестящие речи, произносившиеся перед присягой вновь произведенных офицеров, выпущенных из всех военно-учебных заведений Петербурга; последняя речь, сказанная в присутствии Наследника Александра Николаевича, сделала на него такое сильное впечатление, что он обратил внимание Императора Николая Павловича на духовного оратора; Государь потребовал себе сборник произнесенных о. Рождественским речей и наградил проповедника; речи эти печатались, начиная с первой в 1848 году, в "Журнале дия чтения воспитанников военно-учебных заведений" и перепечатывались в "Христианском Чтении", а в 1850 году были изданы в Петербурге отдельным сборником. С 1848 года Рождественский состоял в числе десяти внешних духовных особ при Конференции С.-Петербургской Духовной Академии; уволен по прошению, с благословения Синода, в 1862 году; 30 сентября 1855 года он назначен был в Комитет, учрежденный с целью издания книг для простолюдинов под руководством Св. Синода, а в 1859 году был почтен особым доверием Великой Княгини Марии Николаевны и, благодаря своим заслугам, призван к ее двору: взысканный этим почетом, он, однако, долго горевал, расставшись с Дворянским Полком, который, разумеется, горевал еще больше и выразил свою признательность достойнейшему отцу Иоанну тем, что все воспитанники, сложившись, кто сколько мог, поднесли ему на серебряном вызолоченном блюде наперсный золотой крест с золотой цепью. После того, по прошествии многих лет, о. Рождественский, обладавший поразительной памятью, встречая бывших учеников, безошибочно называл их по фамилиям. Наружность о. Рождественского была некрасива: огромный рост, при большой сухощавости, жидкая и довольно длинная борода, широкий, красный, расплюснутый нос, лицо, покрыто красными пятнами; но физические недостатки обожаемого учениками наставника совершенно заслонялись его высокой нравственной красотой, необыкновенной силой ума и обширными богословскими познаниями, — в особенности во время проповеди, когда он выходил без подготовки и, начав говорить, вдохновлялся, лицо его, освещенное кротостью и умом, казалось прекрасно, как и его речь, захватывавшая все внимание толпившейся вокруг него молодежи; вспоминают исповедь у него, всегда чистую, искреннюю, как перед человеком, на честность которого можно было вполне положиться и совет которого об исправлении ошибки был всегда практичен, умен и доброжелателен.

В 1860 году о. Рождественский был переведен к Большому Двору и стал преподавать Закон Божий детям Имп. Александра II, а в 1862 г. назначен был протоиереем Малой церкви Дворца; вся Царская семья полюбила наставника. В 1865 году он был призван к присутствованию в Св. Синоде. Рано лишившись жены и детей, о. Рождественский постоянно отдавался широкой благотворительности: бедные земляки и землячки, оканчивавшие в Петербурге образование, видели в нем родного отца и пользовались его щедрой поддержкой; во Владимирской Семинарии, Петербургской Академии, Царскосельском и Владимирском женских училищах учредил он стипендии, жертвовал, вообще, на народное образование и содействовал изданию "Епархиальных Ведомостей", а в 1870 году в г. Вязниках, Владимирской губернии, открыл богадельню своего имени для священнои церковнослужительских вдов и сирот. Не отличаясь вообще крепким здоровьем, он подвергся в начале декабря 1881 года тяжкой болезни; для успешного лечения ему было назначено бывшим его учеником Императором Александром III удобное помещение в Царском Селе; о ходе болезни осведомлялись все Великие Князья; наконец, осенью 1882 года он снова слег и 10 октября утром скончался, 67 лет от роду; отпевание, в присутствии многих членов Царского Дома и многочисленных почитателей, совершал, вместе с членами Св. Синода, митрополит Исидор; похоронен о. Рождественский в Петербурге, на Смоленском кладбище. Главные награды и отличия его были следующие: митра, ордена св. Анны 1-й степени, св. Владимира 2-й степени и св. Александра Невского с алмазными украшениями.

А. В. Смирнов, Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной жизни. Владимир, 1897 г., вып. 2; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. 2; Надеждин, История Владимирской Духовной Семинарии, Владимир 1875 г.; И. Чистович, История СПб. Духовной Академии, СПб. 1857 и 1889 г.; "Голос" 1882 г., № 291, статья М. И. Венюкова; "Московские Ведомости" 1882 г., № 286; А. Родосский, Биогр. Словарь студентов СПб. Дух. Акад., СПб. 1907, стр. 403—404; Малицкий, История Влад. Дух. Семинарии; "Русская Старина" 1891 г., кн. І, статья A. M. Миклашевского: "Дворянский Полк в 1840-х годах"; "Новое Время" 1882 г., № 2380; "Моск. Вед." 1882 г., № 286.

В. В. Аз—ий.

{Половцов}



Рождественский, Иван Васильевич

протоиерей, настоят. малой ц. Зимнего дворца, член Св. Синода; р. 1813 г., † 10 окт. 1882 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
load...
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рождественский иван васильевич
Значение слова рождественский иван васильевич
Что означает рождественский иван васильевич
Толкование слова рождественский иван васильевич
Определение термина рождественский иван васильевич
rozhdestvenskiy ivan vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):