Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - рождественский иван викторович

Рождественский иван викторович

— педагог, писатель; родился в Москве 18 мая 1861 года и был сыном протоиерея В. П. Рождественского (см.). Болезненный от природы, с самого детства страдавший сильным ревматизмом и заиканием, мальчик не имел товарищей и большую часть времени проводил дома, в одиночестве, что отразилось на образовании его характера: рано развило в нем серьезное, вдумчивое отношение к жизни и выработало в нем любовь к мирной домашней обстановке, среди которой он предавался любимым своим фантазиям. Сады, окружавшие дом, в котором он жил, также оказали на него большое влияние, развив в нем любовь к природе. Рано выучившись читать, P. проводил время за чтением газет, получавшихся отцом и уже девяти лет сам задумал издавать журнал или газету. В 1870 году поступил он в частную гимназию Фр. Креймана, но занятия его в гимназии шли крайне неровно: сначала чтение газет, а потом близкое участие в делах газеты, редактированной его отцом, а также возникшего в то время Братства св. Марии Магдалины и Общества Любителей Духовного Просвещения — отвлекали его от учебных занятий. В последний год пребывания в гимназии к этим препятствиям присоединилась еще болезнь, но, несмотря на это, в мае 1881 года он выдержал экзамен на аттестат зрелости и в августе того же года поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. К 1881 году относится начало его публицистической деятельности. Уже в гимназических сочинениях P. замечалась зрелость мысли, сила и живость восприятия, было видно стремление "составить собственный взгляд". Таковы его мнения о "Домострое", об Ивана Грозном, о Гоголе. Кроме того, все сочинения его проникнуты искренним патриотическим чувством. Живой интерес к общественным событиям побудил P. еще во время пребывания в гимназии напечатать по поводу Самарского голода горячее воззвание, в котором он призывал сограждан к дружной помощи голодающим. В феврале 1881 года, глубоко потрясенный смертью Достоевского Р. написал стихи на его кончину, в которых ярко отразилось его религиозное, почти аскетическое настроение. Став постоянным сотрудником "Московских Церковных Ведомостей",—преобразованных в 1879 г. из "Московских Епархиальных Ведомостей" при его ближайшем участии и получивших, по его проекту, свое новое название,—он до конца жизни помещал в этой газете статьи самого разнообразного содержания, откликаясь на все вопросы современности. В №№ 23 и 24 за 1881 год он поместил критическую статью о детских журналах, отозвавшись с похвалой о возникших в то время "Игрушечке" и "Детском Чтении". В 1882 г., под псевдонимом "И. Дмитриев", он полемизировал с газетой "Восток", отмечая ее недостойные выходки против митрополита Московского Макария; 21 февраля, по случая тридцатипятилетия со смерти Гоголя, он написал горячую статью, в которой высказал свои задушевные мысли об этом писателе, протестуя против общепринятого взгляда на последний период деятельности Гоголя и называя неоцененным и неоценимым сокровищем "Переписку Гоголя с друзьями"; писал он в защиту церковно-приходских школ, касался польского вопроса, ратуя за защиту от поляков православного населения в "многострадальной Западной Руси", дал (в статье "Фарисеи-публицисты") серьезную характеристику современной публицистики, отметил толки печати о свободе слова, причем доказывал, что учить, обличать и карать нельзя позволить всякому; высказал взгляд на "русский дух", который он считает "жизнью России прошедшей, настоящей и будущей" и который, по его мнению, сливается с духом веры Христовой; ратовал за обновление школы и с грустью отмечал лживость прессы и беспринципность ее деятелей. Из статей Рождественского, написанных в 1883 г., особенное внимание обращают на себя посвященные вопросу о расколе, об обучении сельскому хозяйству в семинариях, о воскресных чтениях и др., которые он помещал, главным образом, во введенном во второй половине 1882 г., при его содействии, отделе: "Заметки и сообщения о печати". С № 2 1884 г. Рождественский начал новый отдел: "Общедоступные медицинские советы" и в том же году он выступил с обличительной статьей по поводу "мирной" нашей политики, отдавшей в руки Австрии Герцеговину и Боснию; написал ряд статей, касавшихся истории народных школ, положений дел в Западном крае, нового Университетского Устава, штундизма и, наконец, с радостью приветствовал предстоявшее чествование памяти св. Мефодия. Те же вопросы занимали Р. и в 1885 году, и, сверх того, он писал о необходимости большего распространения в народе листков духовно-нравственного содержания, большего сочувствия делу Миссионерского Общества; о состоянии учебной части в женских епархиальных училищах, о сектантстве и веротерпимости, причем высказывал взгляд, что "безусловная свобода веры возможна только там, где есть безусловное равнодушие к вере".— В 1886 году Рождественский писал меньше: в этом году, последнем пребывания его в Университете, он работал над изданием лекций по истории церкви и вообще большую часть времени посвятил университетским занятиям. Однако, его занимали и прежние вопросы: о положений католичества в Западном крае, о церковно-приходских школах и об улучшении постановки епархиальных женских училищ, в курс которых он находил необходимым ввести обязательное преподавание иностранных языков. В том же году он выступил против распространения брошюр графа Л. Н. Толстого, которые считал несогласными с учением Православной церкви.— Болезнь помешала Рождественскому сдать экзамены весной, а выздоровев, он стал хлопотать о разрешении прослушать курс Духовной Академии в два года. Не получив этого разрешения и не решившись поступить в Академию на 4 года, P. осенью 1886 г. сдал кандидатский экзамен и стал хлопотать, но неудачно, об учительском месте. Неимение определенных служебных занятий сильно тяготило Рождественского, и ради заработка он должен был в 1887 году усиленно писать для "Московских Церковных Ведомостей". В № 4 он поместил библиографическую заметку о книге Брентано: "Древние и современные софисты", причем с новой силой раскрыл уже раньше проводимую им мысль об уловлении читателя в сети литературной партии. В № 7, под влиянием мрачных событий на Балканском полуострове, Рождественский доказывал, что вопрос болгарский, сербский, западнославянский суть наши внутренние вопросы, и упрекал русское правительство и общество за то, что оно ничего не сделало для славян, упуская из виду, что "не чужие раны должно лечить нам, а свои собственные, не чужие сердца облегчать от беспокойства, а свои родные: и нет поэтому оправдания для нашего бездействия". В том же № он поместил заметку по поводу выходки одного из Петербургских литераторов на праздновании 50-летия со дня смерти Пушкина. — Частью и ранее составляя миссионерские обозрения, Рождественский в 1887 году особенно тщательно и ревностно занимался миссионерскими вопросами и призывал к поддержке Миссионерского Общества. — Во второй половине 1886—1887 учебного года Рождественский занял место учителя немецкого языка в Мариинском Епархиальном Училище и таким образом смог лично содействовать правильной постановке преподавания иностранных языков, о необходимости которой писал раньше. Энергично принявшись за дело преподавания, он начал вырабатывать программы и, задаваясь мечтаниями о будущей широкой постановке дела, собирал и рассматривал учебники, грамматики и хрестоматии немецкого языка, формулировал правила, составлял переводы и т. п. В то же время он продолжал усиленно работать в газете, напечатав, между прочим, статьи: "О деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе", "К истории развития буддизма в Забайкальском крае", "Препятствия к распространению христианства среди инородцев Иркутской губернии", "Краткие заметки о религиозно-нравственном состоянии народонаселения Сибири" и ряд передовых статей. В 1887—1888 учебном году Рождественский почти всецело отдался Училищу, в котором постарался поставить преподавание иностранных языков на твердую почву, но возобновившаяся болезнь прервала его занятия и заставила его отправиться для лечения на Одесские лиманы. По пути он заезжал в Киев, а из Одессы поехал в Крым, который повлиял очень хорошо на его расстроенное здоровье. — Вернувшись в начале сентября в Москву, где опять он принялся за преподавание, — но уже не немецкого языка, а истории, он в январе 1890 г. был командирован депутатом от Общества Любителей Духовного Просвещения на Археологический съезд в Москве. В своем приветственном адресе съезду он указал на глубокую церковную и народную основу археологической науки в России. В том же году он написал статью о профессиональном образовании для дочерей духовенства и стал собирать материалы по организации профессионального образования. Лето 1890 г. Рождественский в последний раз провел на даче в окрестностях Москвы. Его любовь к природе находила себе там полное удовлетворение, но здоровье его слабело. Он начал кашлять, но не обращал на это должного внимания, постился, чем еще более ослаблял себя. В то же время явилось у него намерение сделаться священником, но, не желая жениться, он отложил его осуществление до 40-летнего возраста, дожить до которого ему не пришлось: 23 ноября 1890 года он скончался.

Кроме печатных трудов, в бумагах Рождественского осталось много стихотворений, статей, заметок, в свое время читанных им и представляющих значительный интерес. Так, в 1880 г. он написал стихотворение, посвященное Пушкину по поводу открытия памятника ему. Впоследствии он посвятил важному значению Пушкина для России особый очерк, в котором защищал великого поэта от обвинений в безнравственности и, указывая на то, что в Пушкине русский народ обрел свое самосознание, доказывал, что инстинктивно почувствовавшие в поэте врага бездушные русские иностранцы, теснящиеся около власти, погубили народного поэта.— Скорбными стихотворениями откликнулся Рождественский на событие 1 марта 1881 года и на смерть M. Д. Скобелева. Страсть к поэзии коренилась в поэтичности его собственной природы. Стихотворения его выливались сразу под влиянием сильного чувства, что заметно иногда по некоторой неровности техники и в том, что обыкновенно в них нет никаких помарок. Много стихотворений посвящено изображению гнетущей тоски, овладевавшей Рождественским в тяжкие минуты болезни. Из других статей более всего в бумагах Рождественского встречается посвященных народной школе. Встречаются также эпиграммы, басни; в стихотворении по поводу чествования памяти святителя Алексия он выражает уверенность в том, что новое светило, выросшее из жизненной искры любви, согреет русскую землю светом правды. При всем патриотическом настроении Рождественский чужд был шовинизма. Его характеристика России чрезвычайно любопытна. "Не блеском славы и богатства и не силой войска и флота славна и сильна Россия", говорить он: "Бывали времена, когда чело ее покрывало бесславие, а войско развеяно бывало по полям сражений, и что же, гибла ли она? Нет, еще прекраснее, еще свежее бывало ее чудесное обновление. В ней скрыт был, скрыт и теперь и невидимо бьет и струится таинственный ключ жизни, утоляющий жажду каждого, к нему приходящего".

Неожиданное известие о смерти Рождественского глубоко поразило его сослуживцев и учениц. Отпевание его носило необычайно торжественный характер, а епископ Виссарион, отметив необыкновенные почести, воздаваемые памяти столь молодого человека (Рождественский скончался 29 лет), указал на то, что в своей житейской миссии Рождественский уподобился Христу, всю свою недолгую жизнь отдав на служение ближним. Похоронен Р. в Москве, в Донском монастыре.

"Московские Епархиальные Ведомости" 1881—1890 гг. (passim); "Иван Викторович Рождественский. Описание жизни и деятельности. Составил С. P. С приложением надгробных речей, избранных сочинений, портрета и снимка", Москва. 1893; "Московский Некрополь", т. III.

А. Петров.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое рождественский иван викторович
Значение слова рождественский иван викторович
Что означает рождественский иван викторович
Толкование слова рождественский иван викторович
Определение термина рождественский иван викторович
rozhdestvenskiy ivan viktorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):