Большая биографическая энциклопедия - рындовский федор михайлович
Рындовский федор михайлович
— поэт; родился 7-го февраля 1783 года в Черниговской губернии, в семье священника; образование получил в Черниговской Семинарии, из которой затем поступил в Медико-Хирургическую Академию в Петербурге. По данным формуляра, курс Академии он окончил в 1805 году, со званием лекаря (7-го марта), а в 1809 году получил звание штаб-лекаря (18-го мая). По окончании курса Р. долгое время жил в Петербурге, о чем и вспоминает, как о времени веселья, как о времени, прожитом среди друзей без забот (см. "Путешествие и Отдыхи", "К приятелю в столицу из деревни").
Можно думать, что литературная деятельность Р. началась еще в Чернигове: в то время в Семинариях процветали занятия поэзией, но официально, в печати, он выступил уже в Петербурге. В 1809 году он издал книжку своих мелких стихотворений: "Унылые, веселые и печальные тоны моею сердца" (СПб. 1809). Жизнь среди веселья, когда "язык развяжет нам вино, а сердце наделит словами", — наложила определенный отпечаток на мировоззрение поэта. Чисто внешние удовольствия скоро, очевидно, ему надоели. В них он увидел жизненную фальшь, и в дальнейшем о столичной жизни отзывается не особенно лестно:
Там языки — эхидны жало!
В сердцах же чувств не ожидай.
("К приятелю в столицу из деревни").
В силу этого, при первой возможности он покинул столицу и поехал в глухую провинцию, в 1811 году быв назначен в Тетюшское рекрутское Депо (Казанской губернии).
На первых порах после сутолоки и разочарования в столичной жизни, он в провинции жаждал отдыха. Тетюши и теперь — большое захолустье, в то же время и это была скорее деревня:
Городом назвать неможно:
В городах квартиры есть.
Но это не смущало его, мечтавшего о душевном покое, и он с большими надеждами отправился к месту своего нового служения:
Все готово — дунем к месту!
Как жених красу-невесту
Жаждет в первый раз обнять,
Так и я лечу в Тетюши,
На безлюдьи бить баклуши,
Телом жить, душою спать.
(Путешествие и отдых).
И он мечтал здесь, — среди чуваш, татар, мордвы, — найти отдых своему сердцу, усталому от притворной любви столицы.
Его ожидания отчасти оправдались. Правда, физического отдыха он здесь не нашел: в 1811 году он уже, вместе с Депо, был переведен в Таганрог. Стихотворения этого года помечены Таганрогом, Ростовом, но начатки душевного покоя в его личной жизни намечаются уже в Тетюшах. "Чтобы сердцем излечиться, нужно с сердцем подружиться" — писал он в Тетюшах, — и действительно, в Тетюшах он нашел то, что искал: здесь он знакомится с помещичьими семьями, особенно с семьей известного в то время идиллика Влад. Ив. Панаева. В стихотворениях этих годов (напечатаны они были позднее) мы можем заметить уже намеки на его сильное чувство к семье Панаевых.
В Таганроге Р. был до 16-го апреля 1815 года, когда был назначен в "Казанскую Военную Гошпиталь", — может быть, не без содействия старых знакомых, и здесь уже Р. окончательно поселился. В 1818 году он женился на второй дочери Ивана Ивановича Панаева — Поликсене Ивановне (род. 1789, ум. 1848), сестре поэта, а вскоре вышел в отставку "по болезни" (1819 г., 24-го марта) и сделался Казанским жителем.
Казань в начале XIX века была одним из крупных провинциальных литературных центров, с определенной литературной традицией, созданной здесь такими поэтами, как Державин или Г. Каменев, родоначальник сентиментализма. Ко времени же приезда Ф. М. Рындовского эта традиция вылилась в определенную литературную организацию — Общество Любителей Отечественной Словесности при Имп. Казанском Университете, где руководителем был известный в то время проф. Г. Н. Городчанинов.
Рындовский, конечно, не мог пройти мимо этого литературного кружка и как близкий человек к Казанской интеллигенции, благодаря родству с Панаевыми, так и в силу своих литературных интересов, которые в нем не заглохли ни в провинции, ни во время скитальчества по России, о котором он пишет в своем "Путешествии и отдыхе":
Я не год живу на свете,
Ездил на ослах верхом.
С барской гордостью в карете,
На телеге мужичком;
А нередко и пехотой
По неволе и охотой
До упаду сил своих
Измерял в Руси дорогу
И доселе, — слава Богу! —
Без напастей роковых.
В литературном же отношении к этому времени он был вполне самоопределившимся поэтом. Мотивы его поэзии, правда, были не широки. Он не внес ничего нового. Он шел по проторенной дорожке, вполне уничтожаясь, так сказать, поэтически в миросозерцании Жуковского: и для него "земная жизнь, есть сновиденье: мы в ней осуждены к мечтам" ("Настоящая и будущая жизнь"). И только вера в будущую жизнь дает ему силы:
О, вера! Я живу тобою,
Хоть и увял здоровья цвет;
Иду нетрепетной ногою,
Куда мой рок меня зовет.
(Жизнь и Смерть).
В этой же жизни для него привлекательного ничего нет. В ней он не может найти осуществление своим мечтам, — она полна "пустых надежд, слепых желаний", она является "смесью добра и зла". Лучшее, что в ней есть — это любовь. Ей он и слагает свои песни:
Пусть вдохновенные поэты
Гармонией своих стихов,
Одушевляют все предметы, —
Я петь хочу одну любовь.
(Мое занятие).
Но истинной, вечной любви, которая является космическим началом мировой жизни, лучом Божества ("Любовь", "Сотворение мира"), — на земле нет. Земная любовь слишком ветрена и непостоянна. На земле является законом мода.
Настали те блаженны годы!
Счастлива участь милых жен!
Нет верности — по праву моды —
А мода всем дает закон!
(Век просвещенья).
И в его поэзии, когда он касается земных отношений любящих, звучит нотка сатиры. Поэт предостерегает мужчин от жен-модниц, которые дают счастье любви лишь два раза в жизни:
Всю жизнь с ней два лишь дня он не клянет судьбины —
День брачных радостей и день ее кончины.
(О супружестве N. N.).
В сатирах предостерегает поэт и женщин от увлечений мечтами:
Красавицы! мужчин, страшитесь;
В их каждом слове яд сокрыт;
Он сладок вам, но берегитесь: —
В нем заключается ваш стыд.
(Непостоянство мужчин).
И непостоянству любви на земле поэт посвящает ряд сатирических стихотворений, с особенною силою указывая на превратность любви женщин ("О супружестве N. N.", " Непостоянство женщин". "Модная жена", "Век просвещения", — и крупное произведение: "Модница, или Жена, каких везде довольно"). Этот мотив он и считает единственным для современных Ювеналов.
А дней новейших Ювеналы,
Ни то, ни се, — и нам их жаль —
Они то приторны, то вялы,
То носятся в туманну даль.
(Непостоянство женщин).
О чистой же, божественной любви можно только мечтать под дымкой меланхолии в силу несоответствия идеала и действительности. И поэт тоскует по этой любви в целом ряде элегических произведений, проникнутых этой скорбью по неосуществленному идеалу.
И в этом отношении учителем его был Жуковский —
светлый наш певец
Баллад единственный творец,
Небесным даром вдохновленный,
Бессмертной славой озаренный.
Мы жаждем слушать твой напев.
Пой милых дев — для юных дев,
Рать русскую — для русских воев,
Героев славу для героев
Наш Русский Шиллер, наш Тиртей
Пленяй нас музыкой своей.
(Метромания).
Естественно, что, когда Рындовский, уже определившийся поэт, явился в Казань, он занял в литературных кругах определенное место, — настолько определенное, что нашлись и подражатели ему, правда, — неудачные, как вице-губернатор Казанский Е. В. Филиппов.
В это время Рындовский возобновил литературные связи с Петербургом. В 1818 году он начал печатать свои стихотворения в журнале Измайлова: "Благонамеренный", где сотрудником был и Влад. Ив. Панаев. В этом журнале Рындовским напечатано до 16 стихотворений, разнообразных по содержанию и настроению: находим среди них и элегии, и сатиры, и даже оды.
Благодаря участию в этом журнале, Рындовский. как поэт, становится уже известным, и, конечно, в Казани он был одним из крупных; без него уже теперь не возникает ни одно литературное предприятие. И когда здесь возник литературный кружок основанный проф. К. Ф. Фуксом. где главную роль играла его жена — Казанская поэтесса А. А. Фукс, — Ф. М. Рындовский явился одним из деятельных его участников, приняв участие и в журнале, который начал издаваться по инициативе кружка, — "Заволжский Муравей".
Каждый номер этого журнала имел в себе то или иное произведение Рындовского. Здесь же были напечатаны и некоторые прежде написанные им произведения; так, на страницах этого журнала начали печататься отрывки "Путешествия и Отдыхи" — произведения, начатого еще в 1810 году, некоторые элегии, написанные им в Таганроге в 1813 году, и т. д. Здесь же мы находим и те стихотворения, в которых сказались его литературные вкусы и взгляды на русскую поэзию. Его отзыв о поэзии Жуковского уже приведен. Но не один Жуковский был его поэтическим учителем. Такие стихотворения, как "Мое занятие", "Песнь пирующих" не могли быть навеяны поэзией Жуковского. Здесь был другой источник, и он вскрывается к стихотворении, посвященном Державину, где Рындовский устанавливает для того времени исключительный, но совершенно правильный взгляд на поэзию Державина. Державин для него не поэт Екатерины, а поэт земных радостей и счастья в духе Анакреона:
Твои вакханки огневые
И пламенеют, и кипят,
Стран русских девы молодые
Родною пляской говорят.
Изобразишь ли жен прекрасных —
В их светлом взгляде, в чувствах ясных
И непорочность, и любовь;
Твои амуры — дети рая;
Хариты — прелесть неземная, —
То хоры дев других миров.
(Дума).