Большая биографическая энциклопедия - рюрик
Рюрик
—
первый Русский князь. Биографические сведения о нем, почерпаемые из летописей, довольно скудны. Впервые древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) упоминают о Р. в рассказе 6370 г. о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей — восстании, окончившемся изгнанием варягов. Освободившиеся племена начали управляться самостоятельно, но "не бе в них правды", "вста род на род и быша в них усобице". Тогда они решили поискать себе князя — и с этой целью "идоша за море к варягом, к Руси; сице бо тий звахуся Варязи Русь (вар.: Русью), яко ce друзии зовутся Свие (вар. Свее), друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте (вар.: Готе), тако и си. Реша Руси Чюдь и Словени и Кривичи и Вси: "земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет; да поидете княжить и володети нами". — Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку рассказ об изгнании варягов и посольстве к ним приводит наряду с другими известиями 6362 г., с неопределенным дополнением, что отмеченные события произошли во времена Кия, Щека и Хорива, причем в изгнании, по рассказу этой летописи, не участвует Весь; отсутствует в Новгородской первой летописи и объяснение племенного имени варягов — Русь. — В ответ на предложение посольства, отправленного к варягам, "избрашася" три брата "с роды своими", "пояша по себе всю Русь" и отправились в путь. В отношении места, куда прибыли, наконец, братья, и, в частности, где остановился Р., один из братьев, источники наши дают разные показания. Ипатьевская летопись и некоторые списки Лаврентьевской (Радзивилловский и Академический, — из более поздних летописных сводов так называемый Летописец Переяславля Суздальского) рассказывают об этом так: "и придоша к словенам первее (вар. из Радзив. и Академ.: первое) и срубиша (Переясл.: сделаше) город Ладогу и седе старейшей (Радзив. и Академ.: стареи, Переясл.: старший) в Ладозе Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третей в Изборьсце. И от тех Варяг прозвася Руская земля". По словам же Троицкого списка Лаврентьевской летописи, "старейший, Рюрик, седе Новегороде"; в дополнение к этому, Новгородская первая рассказывает, что сюда, в Новгород, с "дружиной многой и предивной", пришли сначала все братья. "И от тех Варяг прозвася Русская земля, Новугородьци, ти суть людье Новогородьци от рода Варяжьска, преже бо беша Словени", заключает свой рассказ Лаврентьевская летопись; в Новгородской же первой то же место изложено уже иначе: "и от тех Варяг, находник тех, прозвашася Русь, и от тех словет Руская земля; и суть Новгородстии людие до днешнего дня от рода Варяжьска". — В соответствии с указанным различием места поселения Р., идет и дальнейший рассказ летописи по разным спискам. Когда, спустя два года, братья Р. скончались, то он, "прия... власть всю один", отправился "к Ильмерю и сруби город (вар. из Радзивиловского и Академического списков Лаврентьевской летописи: городок) над Волховом, и прозваша и Новгород и седе ту княжа". Ранние летописные своды дают немного сведений о дальнейшей жизни и деятельности Р. Известно только, что Р. раздавал мужам своим "волости" и "грады", подвластные ему (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его мужей — Аскольд и Дир "с родом своим", с согласия Р., отправились "ко Царюгороду". Р. имел сына Игоря, которого, ввиду малолетства, вместе с княжением, в год смерти (6387) поручил родственнику своему Олегу. — Приведенные скудные данные о Р. поздние летописные своды дополняют рядом новых подробностей. Так, напр., по словам Густынской и Воскресенской летописей, совет послать за мудрым мужем в Прусскую землю дал Новгородским "владальцам" старейшина Ростомысл; "они же шедше в Прусьскую землю обретоша князя Рюрика, суща от рода Римского царя Августа, и молиша его с посланными всех новоградец, дабы κ ним шел княжить", Происхождение Р. от Римского кесаря Августа положено в основу тех княжеских родословных, которые находятся в некоторых летописях (Воскрес., Степенная книга). По словам другого летописного свода (Никоновского), словене ("рекше новгородцы"), меря и кривичи не сразу послали к варягам за князем: было намерение пригласить его из своей среды "или от казар, или от полян или от дунаичев"; когда же посланные в 6367 г. пришли к варягам, то те не хотели сначала идти, "бояхуся зверинского их обычая и права и едва избрашася три брата" и "поидоша из немец". Спустя два года после того, как Р. сел в Новгороде (6372 г.), новгородцы, призвавшие его, "оскорбишася ....глаголюще: яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Р., по словам той же Никоновской летописи, жестоко расправился с недовольными: "уби Вадима храброго и иных многих изби новгородцев, советников его". Внутренний мир не устанавливался и после того, как Р. сделался единовластным правителем (смерть бездетных Синеуса и Трувора, братьев Р., Никон. летопись относит к 6373 г.): еще в 6375 г. много новгородских мужей бежало от Р. в Киев. В дополнение к этому, некоторые поздние летописные своды (напр., Воскрес.) рассказывают, что Р. и в отношении соседей держал себя не очень мирно: едва только прибыл в Новгород, как "начал воевати всюду". В одном летописном сборнике позднего происхождения есть известия о посылке Р. (в 6374 г.) воеводы Валета для завоевания Карелии, причем и сам Р. будто бы "умре... в войне в Кореле" (6387 г.). — Поздние летописные своды дают иногда новую хронологию для отдельных моментов биографии Р. Так, некоторые указывают год рождения Игоря (6370 — по Воскрес., 6362 — Софийск., Новгородск. 4-я, 6373 — Никоновск. — и др.); год смерти Р. по одной летописи (Ермолинской) не обычный 6387, а 6877 — и др. По тем же летописям, Олег, которому Р. передал княжение, приходился ему племянником (Воскресенская и др.).
Сказание летописи о первых князьях на Руси, в частности о Р. составляет особый вопрос русской исторической науки, так назыв. "варяжский", обсуждение которого началось со времени появления первых научных трудов по русской истории и продолжается до настоящего времени. За столь долгий промежуток времени было высказано много теорий, объяснявших в той или иной степени начало "Русской земли", но ни одна из них не может быть признана окончательной. Разница между старшими по времени исследователями вопроса (до 2-й половины XIX в.) и новыми заключается, главным образом, в отношении к летописному рассказу. Если первые принимают букву традиции и лишь изощряются в толковании летописного сказания, то новые исследователи (начиная с Д. И. Иловайского и особенно А. А. Шахматова) стараются уяснить себе происхождение и развитие летописных рассказов и домыслов о начале Русского государства. Литература вопроса до сих пор не сведена воедино исчерпывающим образом: есть отдельные обзоры (см., напр., ниже труды Куника, Kreck'а и Грушевского), но полная библиография отсутствует. Ниже приводятся указания только на некоторые важнейшие сочинения, относящиеся к так называемому "варяжскому" вопросу русской исторической науки.
Полн. Собр. Русск. Летоп., I, 8, 9, 251 (летоп. по Лаврент. списку [СПб. 1897], с. 19, 20, 22); II 234—237 (Летоп. по Ипатск. списку [СПб. 1871], с. 11—13); IV, 173, 174, то же, изд. 1915 г. (т. IV, ч. 1), с. 11, 12, IV, ч. 2, с. 11—13; V, 1—2, 88; VI, 18, 33*, 205; VII, 222, 231, 239, 250, 267, 268; VIII, 160; IX, 8—9, 15; ХV; ХVІ, 35, 36, 261, 307, 308; XVII, 3, 4, 111, ХVIII, 7—9, 23, 226, 227, 253; XX, 1, 11, 43, 44; XXI, 2, 3, 6, 7, 41, 42, 59—61, 63—65, 165, 168; 190, 221, 235, 236, 279, 296, 315, 343, 393, 412, 435, 457, 528, 581, 535, 582, 629, 653; XXII, ч. 1-я, 20, 349, 476, 477, 495, ч. 2-я, 150, 154; XXIII, 2, 3, 167; "Новгородск. летоп. по Синодальн. харатейн. списку (СПб. 1888), с. 4—5, 431—433; "Летописец Переяславля Суздальского" ("Времен. Моск. Общ. Ист. и Древн." 1851, кн. 9), с. 5—6; "Летописец, содержащий в себе Российскую историю от 852 до 1598 г." (М. 1781), с. 3—5; "Древн. Российск. Вивлиофика", изд, 2-е (1791), т. XVI, с. 52—53.