Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сабуров александр матвеевич

Сабуров александр матвеевич

— артист московской драматической труппы; род. 1800 г., в Орловской губ.; сценическому искусству обучался в московском театральном училище, куда был определен в 1809 г., а выпущен в 1821 г.; кроме того, как лучший воспитанник, был посылаем дирекцией для слушания лекций в московский университет. В 1821 г. тогдашний директор московских театров А. А. Майков послал Сабурова в С.-Петербург для ознакомления с игрой первостепенных талантов, украшавших тогда сцену невской столицы. Здесь С. в первый раз (если не считать ученических спектаклей в школе) выступил на сцене в роли графа Альмавивы в "Севильском Цирюльнике". Успех дебютанта был так велик, что петербургская театральная администрация немедленно предложила ему место в своей труппе, но А. А. Майков не согласился на это отвлечение полезной силы от московского театра. Во всяком случае пребывание в Петербурге принесло немало пользы С., познакомив его с приемами и духом игры таких выдающихся талантов, как, напр., Сосницкий, который с особенным вниманием и участливостью отнесся к начинающему артисту и дал много полезных указаний и советов на первых шагах его деятельности. Зачисленный в труппу московского театра, С. сразу же занял почетное место в ее составе. Дело в том, что поступление С. на сцену совпало с некоторой реформой репертуара в московском театре. В то время начали освежать состав пьес некоторыми новинками, позаимствованными у петербургского театра, причем в этих новых пьесах С. поручались те ответственные роли, которые в С.-Петербурге исполнялись Сосницким. Таким образом в летописях московского театра имя С. должно быть поставлено в ряду тех деятелей сцены, которыми создавались роли в пьесах, впервые вошедших в репертуар; именно, С. созданы роли — Ветрона в комедии "Луканин", Посошкова в комедии "Благородный театр", Дюка д'Эльмара в комедии "Урок старикам" и некоторые. др. Кроме того, в свои бенефисы С. тоже поставил новинки: "Финн", "Севильский Цирюльник", "Свадьба Фигаро". Особенно удачно вышла у него роль цирюльника в двух последних комедиях. "Успех его" — отзывается один из современников — "превзошел все ожидания. В России никто не играл и вероятно никогда не сыграет роли севильского цирюльника с таким совершенством, как Сабуров". На московской сцене С. в свое время не имел соперников в передаче также следующих ролей: младшего Стрельского в ком. "Два брата", Хрустилина в вод. "Новый Рокус Пумперникель" (были любители, предпочитавшие в этих ролях С. с.-петербургскому их исполнителю — Сосницкому), Жака Трише в водев. "Два учителя", Грифьяка в вод. "Феникс" и др. Вообще репертуар С. был очень обширен: особенно хорош он был в комедиях и водевилях в ролях молодых людей, повес и ветреников; иногда он исполнял и в трагедиях вторые роли — со средним успехом. Будучи хорошим танцором, С. часто был приглашаем в качестве учителя по танцевальному искусству в аристократические дома Москвы. Это обстоятельство между прочим не прошло бесследно и для развития его сценического дарования. Непосредственное знакомство с высшим обществом помогло ему с совершенной легкостью и полной естественностью исполнять роли, в которых он должен был олицетворять представителей аристократического мира. Нечего и говорить, что в танцевальной части дивертисментов, входивших тогда в репертуар, С. пленял публику своей грацией и даже затмевал присяжных танцоров. Выделяясь в составе тогдашнего артистического мира своею образованностью, С. пробовал свои силы и на поприще драматической литературы. Им переделан с французского водевиль "Опыт артистов или авось удастся", написанный сценично и имевший значительный успех при его постановке, и переведена (тоже с франц.) драма: "Ночь в замке Палюцци", поставленная им в свой бенефис. С. обладал верным и свежим критическим чутьем; его приговоры о пьесах, о вероятном их успехе или неуспехе, всегда оказывались непогрешимыми и безошибочными, а оценка тех персонажей, которых ему приходилось олицетворять, показывала в нем тонкого знатока человеческого характера. В частной жизни он был человек веселый, общительный и всегда остроумный собеседник. — Сабуров скончался 18 июня 1831 г., проболев всего два дня.

О нем: А. P., "Некрология А. М. Сабурова" (в "Репертуаре Русского театра" 1840 г., кн. IV); есть также некролог в "Молве", 1831 г., № 27.

{Половцов}



Сабуров, Александр Матвеевич

— артист Имп. московских театров (1800—1831), муж Аграфены Тимофеевны С.; очень хорошо играл роли светских молодых людей, отличался прекрасною дикциею и благородством осанки. Большой успех имел в водевилях, особенно в роли Грифьяка ("Феник, или Утро журналиста").

{Брокгауз}



Сабуров, Александр Матвеевич

[1800 — 28.6(10.7). 1 83 1, Москва] — арт. драмы и оперы (бас). Отец Е. Сабуровой, муж А. Т. Сабуровой. В 1824 окончил Моск. театр. уч-ще. С 1823 выступал в Моск. Имп. т-ре на Моховой, с 1824 — в Моск. Малом т-ре, с 1825 — моск. Большом Петровском т-ре. Обладал прекрасной дикцией. Выступал в операх, водевилях и драмах.

1-й исп. партий: Адольфа де Люссеваля ("Женщина-полковник"), Вельского ("Продажная одноколка"), Армаыа ("Проситель"), Ипполита ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"), ? ("Крылатые женщины, или Чудесные золотые клетки"), ? ("Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженный на белом конс"), Адольфа ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), Графа Юрьина ("Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль"), Астольфа ("Пастушка, старушка, волшебница, или что нравится женщинам"), Луцкого ("Женщина-лунатик замужем"), Ясницкого ("Праздник в Подмосковной, или Сюрпризы в новом роде"), Лионского ("Нераздельные, или Новое средство платить долги"), ? ("Выкуп Барда, или Сила песнопения"), Белькура ("Средство выдавать дочерей замуж"), Меркурия ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Альфонса ("Бочонок пороху"); в Москве — Сейфара ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Тарабара ("Леста, днепровская русалка"), ? ("Прекрасный паж, или Арестант в крепости"); на рус. сцене —Храброва ("Встарь и ныне"), ? ("Мария, или Черный лес").

Партнеры: А. Бантышев, П.А. Булахов, Н. Лавров, В. Рязанцев, А. Сабурова. Пел п/у Ф. Шольца.



Сабуров, Александр Матвеевич

муж Аграфены Тимоф., артист Императ. московск. театра; род. 1800 г., † 1831 г. 28 июня.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сабуров александр матвеевич
Значение слова сабуров александр матвеевич
Что означает сабуров александр матвеевич
Толкование слова сабуров александр матвеевич
Определение термина сабуров александр матвеевич
saburov aleksandr matveevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):