Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - салина надежда васильевна

Салина надежда васильевна

— род. 30 августа 1846 в СПб., где и училась в консерватории пению у Цванцигер и Эверарди. В 1885—87 пела в Москве на Частной сцене, с 1888 поет на казенной (сопрано).

{Риман}



Салина, Надежда Васильевна

(по мужу Юрасовская) [30.8(11.9). 1864, Петербург — 4.4.1956 Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Род. в семье артистов (отец — скрипач, B. З. Салин, мать — актриса М. И. Самарина). Позднее певица вспоминала: "Кочуя по провинции вместе с матерью, я росла за кулисами и принимала нередко участие в тех спектаклях, где требовался по сценарию "ребенок без речей". В 1880—84 обучалась в Петерб. конс. (кл. пения Е. Цванцигер и К. Эверарди; кл. ф-п.

C. А. Малоземовой) и одновременно брала уроки пения у П. Репетто (два с половиной месяца). Совершенствовалась в вокальном искусстве во Флоренции (у проф. Ваннучини, 1887, 1888, 1893) и Париже (у П. Виардо, Бертрами и Д. Арто). Будучи ученицей конс., выступала в концертах, пела в хоре оперетты. По рекомендации А. Рубинштейна была принята в Моск. частную рус. оперу С. Мамонтова (дебютировала в партии Наташи — "Русалка" А. Даргомыжского), где выступала в 1885—87. В этот период готовила оперные партии под рук. бельгийского певца Э. Сильва, с к-рым выступала в "Нероне" и "Лакме".

В 1888—1908 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). В сезоне 1892/93 гастролировала на сцене петерб. Мариинского т-ра, в 1902 — в Праге. В 1908 получила звание "Засл. артист имп. театров". Обладала красивым голосом мягкого и теплого тембра, свободно пела колор. пассажи, легко брала ноты верхнего регистра. Исп. отличалось поэтичностью, обаятельной женственностью. Наиболее ярко ее талант проявился в лирич. партиях. Известный муз. критик С. Кругликов писал: "Госпожа Салина — прелестная певица. Она — образец школы, пример для начинающих. Передача ее исполнена мягкости и вкуса и как свеж этот неменяющийся голос".

Оперный репертуар певицы насчитывал св. 52 партий.

1-я исп. партий: Бьянки ("Алая роза", 2-я ред.), Настасьи Микуличны ("Добрыня Никитич"), Дамаянти ("Наль и Дамаянти"), Катарины ("Анджело", 2-я ред.), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова; эту партию подготовила под рук. Э. Павловской); в Москве — Снегурочки ("Снегурочка"), Донны Анны ("Каменный гость"), в Большом т-ре — Федора ("Борис Годунов", 2-я ред.), Веры Шелоги ("Боярыня Вера Шелога", Н. Римский-Корсаков дал положительную оценку исп. этой партии), Февронии ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Джоконды ("Джоконда"), Зиглинды ("Валькирия"): на рус. сцене — Эллены ("Лакме"), Одна из лучших исп. на рус. сцене партий Лизы ("Пиковая дама", одна из 1-х исп. на сцене Большого т-ра). Снегурочки, Кумы Настасьи ( П. Чайковский высоко оценил искусство в двух последних партиях), Гальки, Лакме. Др. партии: Антонида, Горислава, Ярославна ("Князь Игорь", одна из 1-х исп. на моск. сцене), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Наталья ("Опричник"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова); Донна Анна ("Дон Жуан"), Памина, Адальжиза, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Рахиль ("Жидовка"), Недда, Микаэла, Зиглинда, Эльза ("Лоэнгрин", эту партию подготовила в Петербурге под рук. П. Репетто), Венера ("Тангейзер"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, Ж. Девойод, Б. Корсов, Л. Собинов, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Ф. Байдлера, Э. Бевиньяни, С. Рахманинова, В. Сука, Н. Федорова.

С 1897 участница концертов Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Глинки, М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова (композитор посвятил ей романс "Птичка"). В симф. концертах исп. сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена и кантате "Свитезянка" Н. Римского-Корсакова (1-я исп., Москва, 7 ноября 1898). Гастролировала с концертами в Орле, Смоленске, Н. Новгороде, Рязани, Костроме. По рекомендации П. Чайковского были организованы гастроли С. в Праге. В 1904 организовала 1-й моск. квартет (вместе с Е. Збруевой, В. Петровым, Д. Смирновым), в составе к-рого выступала с концертами в Малом зале Дворянского собрания.

С. была дружна с А. Рубинштейном, А. Аренским, А. Гречаниновым, А. Куинджи, Н. Ярошенко, К. Станюковичем. Талант певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов.

В 1906 по совету Рахманинова директор Моск. муз.-драм. уч-ща А. Брандуков пригласил С. на лед. работу. В 1922-24 преподавала в Моск. конс., в 1930 — на курсах в ГИМНе, в 1932 — в Первом муз. политехникуме. Среди ее учениц — Я. Пиотрович.

Соч.: Осуществленная мечта//Огонек. 1940. № 12. С. 10; Жизнь и сцена. — Л.; М., 1941; Силуэты прошлого. (Памяти А. И. Южина; рук.) — в ЦГАЛИ, ф. 878, ед. хр. 2432; Моя теория голосоведения (1936, машинопись) — в ГЦММК, ф. 168, ед. хр. 2; Мои профессора и отображение их знаний на моей педагогической работе. — Там же, ед. хр. 3.

Лит.: Н. Салина// Ежегодник имп. театров: Сезон 1907—1908. Вып. 18. С. 279—280; Юбилей Н. В. Салиной // РМГ. 1908. № 8—9. С. 217—218; Букша М. Н. В. Салина// Рус. артист. 1908. № 7. С. 100— 101; Гурчина А. Встреча с ветераном сцены //Сов. артист. 1953. № 28; Семьдесят лет спустя // Веч. Москва. 1954. 9 окт.; Рахманинов С. В. Письма. — М., 1955. С 284; К опшицер М. Савва Мамонтов. — М., 1972. С. 97—98, 103—105, 110,232; Воспоминания о С В. Рахманинове. В 2 т./ Сост., ред., коммент. и пред. З. Апетян. — М., 1974. Т. 2. С. 459; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905— 1917. — Л., 1975; Россихина В. Оперный театр С. Мамонтова.— М., 1985. С. 233.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое салина надежда васильевна
Значение слова салина надежда васильевна
Что означает салина надежда васильевна
Толкование слова салина надежда васильевна
Определение термина салина надежда васильевна
salina nadezhda vasilevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):