Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - сантагано-горчакова александра александровна

Сантагано-горчакова александра александровна

(урожд. Мезенкампф; по мужу Горчакова; сцен. псевд. Сантагано) [24.1 (5.2). 1841 (в нек-рых и стон. 1842), м. Гнилищ" Харьков. губ. — 25.3 (7.4). 1913, Киев] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, вокальный педагог. Род. в семье генерала. Начальное муз. образование получила в Полтаве у А. Едлички, затем обучалась в петерб. Патриотич. ин-те, по окончании к-рого нек-рое время давала уроки музыки, пела в концертах, участвовала в любительских спектаклях. Гастролировавший в России трагик А. Олдридж, к-рый своей игрой произвел на С.-Г. огромное впечатление, посоветовал ей профессионально заняться пением. С 1864 в течение восьми мес. обучалась пению у П. Репетго в Петербурге, с 1865 у Торелли в Милане. В том же году дебютировала в г. Лугано (Швейцария) под псевд. Сантагано в операх "Сомнамбула", "Травиата" и "Линда ди Шамуни", затем пела в Милане (т-р "Ла Скала"), Риме и др. городах Италии, покорив итальянцев высоким драматизмом исполнения. Вернувшись в Россию, гастролировала в Харькове, Одессе, Полтаве, Екатеринославе, в 1867— 71 пела на сцене Киев. оперы. В 1869 выступила в петерб. Мариинском г-ре в опере "Русалка". Позднее гастролировала в Одессе. Обладала сильным, гибким, подвижным голосом обширного диапазона (пела колор. и драм. партии, в совершенстве владела искусством mezza voce). Исп. отличалось необычайной экспрессией. Однако из-за отсутствия благоприятных сцен. данных несмотря на большой успех, оставила сцен. деят-сть и позднее лишь эпизодически выступала в концертах. Репертуар включал 37 партий.

Лучшие партии: Антонида. Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лючия ди Ламмермур, Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Виолетта. Кармен. Партнеры: Д. Леонова, Ф. Львов. А. Николаев. О. Петров. А. Раппорт.

В концертах исп. произв. рус. композиторов (в т. ч. А. Даргомыжского). Дуэты пела в ансамбле с А. Ляровым. В 1869 на открытии "Павловского вокзала" (летней конц. эстрады под Петербургом), исп. вальсы И. Штрауса п/у автора. В сер. 1870 — нач. 1880-х гг. со своей труппой, организованной на собственные средства, гастролировала в Италии, пропагандируя оперы рус. композиторов. В 1874 поставила в Милане на свои средства (т-ры "Ла Скала" и "Даль Верме") оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" М. Глинки. В этих спектаклях пели А. Меньшикова и О. Палечек.

В 1875—92 вела пед. деят-сть в Одесском отд. РМО и одновременно работала муз. рецензентом газет "Новороссийский телеграф" и "Одесский листок". В 1892—97 преподавала в Муз.-драм.

уч-ще Моск. филармонического общества, с 1897 — в Киев. муз. школе Н. Тутковского, позднее открыла свои частные вокальные курсы. В последние годы жизни жила в Гатчине, где давала частные уроки пения. Ученики: А. Алексеев, А. Глинский, И. Гончаров. Н. Горчаков, М. Донец, С. Друзякина, М. Закревская, Е. Марковская, С. Мирович, Н. Мутин, Л. Собинов. Е. Томсен, Шинковер, М. Янса.

В 1897 принимала участие в работе первого Всероссийского съезда сцен. деятелей, на к-ром выступила с докладом.

Автор ряда стихов, двух драм. пьес и водевиля, к-рые шли на частных петерб. сценах и в провинции. Владея неск. иностр. языками, перевела на рус. яз. либретто св. 75 опер (среди них — "Кармен", "Самсон и Далила", "Гамлет", "Заза", "Золушка" Ж. Массне, "Ромео и Джульетта", "Вертер") и тексты 120 романсов зарубеж. композиторов, на иностр. яз. — либретто восьми опер рус. композиторов (в т. ч. "Жизнь за царя"), тексты романсов. Перевела на рус. яз. "Metodo pratico di canto italiana" N. Vaccai-Teschner (Практический метаод итальянского пения. Н. Ваккаи-Тешнер — М., 1898).

Архив, материалы о С.-Г. — в ЦГАЛИ, ф. 857, оп. 1, ед. хр. 1; ф. 1370, оп. 1, ед. хр. 212; ф. 864, опр. 1, ед. хр. 168.

Лит.: Киевская русская опера в сезон 1869— 1870: Заметки В.-а. — Киев. 1870. С 2, 3. 27, 43, 44, 46, 48, 49. 56; Чайковский П. И. "Иван Сусанин" на миланской сиене // Рус. ведомости. 1874. 25 мая; То же// Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 374—379; Сантагано-Горчакова. (Некролог) // Историч. вестник. 1913. Май. Т. 132. С 749—750; Собинов Л. В. А. А. Сантагано-Горчакова//Киев. мысль. 1913. 28 марта; То же//Леонид Витальевич Собинов. Т. 2: Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. — М., 1970; Алтаев Ал. Памятные встречи.— М., 1955. С. 125—134; Владыкина-Бачинская Н. М. Собинов. — М., 1958. С 61—66; Ремезов И. Леонид Витальевич Собинов. — М., 1960. С. 20—22; Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Киева, —Киів, 1072. С. 148—149; Архимович Л. З минулого опери // Музика (КиТв). 1981. № 2. С. 24—25.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сантагано-горчакова александра александровна
Значение слова сантагано-горчакова александра александровна
Что означает сантагано-горчакова александра александровна
Толкование слова сантагано-горчакова александра александровна
Определение термина сантагано-горчакова александра александровна
santaganogorchakova aleksandra aleksandrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):