Большая биографическая энциклопедия - сариотти михаил иванович
Сариотти михаил иванович
— известный русский оперный певец (1839—1878). Начал свое вокальное образование в Петербурге под руководством артиста Гумбина, потом занимался в Милане у профессора Репетто. В 1862 г. с большим успехом дебютировал в Кремоне, затем в Милане. В 1863 г. дебютировал на Мариинской сцене в Петербурге. Помимо хорошего голоса, С. обладал замечательным сценическим талантом для ролей сильных и характерных. В ролях Олоферна ("Юдифь") и Еремки ("Вражья сила") он производил глубокое впечатление на публику. Очень хорош он был также в "Роберте" Мейербера (в роли Бертрама), в "Дон-Жуане" Моцарта, в "Лукреции Борджиа" Доницетти. В 70-х годах С. вел некоторое время музыкальный отдел во "Всемирной иллюстрации".
Н. С.
{Брокгауз}
Сариотти, Михаил Иванович
— хороший оперный певец (бас), род. 1830, ум. 1878 в СПб. Пению учился в СПб. у Гумбина, затем в Милане у Репетто. 1862—63 пел в Италии, затем на Мариинской сцене в СПб., причем особенно выделялся в характерных партиях (первый Олоферн в "Юдифи", Еремка во "Вражьей силе"; Бертрам в "Роберте", Лепорелло в "Дон-Жуане" и др.). Одно время (в 70-х годах) заведовал музык. отделом во "Всемирной Иллюстрации".
{Риман}
Сариотти, Михаил Иванович
(Сарьотти, сцен. псевд.; наст. фам. Сироткин) [1839 (в нек-рых источ. 1830, 1831), приход Нюкирк Выборг. губ., ныне пос. Поляны Ленингр. обл. (в нек-рых источ. Петербург) — 30.1(11.2). 1878, Петербург] — арт. оперы (бас-баритон), драмы и муз. критик. Муж драм. актрисы В. Лядовой. Незаконнорожденный сын высокопоставленной особы, он был воспитан в небогатом семействе. Получив образование в Петербурге, готовился стать медиком. С 1859 обучался пению у П. Гумбина в Петербурге, затем у Э. Репетто в Милане. В 1860 с успехом дебютировал в партии Моисея ("Моисей") в г. Салюцо (Пьемонт). С 1862 выступал в Милане (в партиях Оровезо, Граф ди Луна и др.) и Кремоне. В 1863—78 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Альфонса — "Фаворитка" и Бертрама — "Роберт-Дьявол"; последнюю партию подготовил под рук. О. Петрова). Обладал мощным голосом приятного "бархатного" тембра. Арт. были близки буффонада, гротесковость. В создании реалистических образов был предшественником Ф. Стравинского и Ф. Шаляпина. "Сариотти весьма замечательный артист и как актер, и как характерный певец в партиях, не превышающих пределы его голоса, очень сильного, но не обширного. Он склонен к преувеличениям, но... великолепно схватывает драматический смысл, и ему удается придать значение малейшим оттенкам ролей... Это чисто артистическая натура... Он имеет большое значение для музыкальной драмы" (А. Серов). Острая характерность, стихийный темперамент позволили певцу с наибольшей яркостью проявить свой талант в операх А. Серова.
1-й исп. партий: Олоферна ("Юдифь"), Верховного жреца ("Рогнеда"). Кудряша ("Гроза"), Пана Струса ("Нижегородцы"). Робина ("Вильям Ратклиф"), Еремки ("Вражья сила"), 2-го гостя ("Каменный гость"), Петра ("Ермак"), Пристава ("Борис Годунов", 2-я ред.), 2-го сбира ("Анджело", 1-я ред.); на сцене Мариинского т-ра — Барона ("Травиата"); на рус. сцене — Алказима ("Наида"). Лучшие партии: Олоферн (подготовил под рук. А. Серова и О. Петрова), Еремка (вершина его творчества; исп. роль в гротесково-реалистическом плане, во внешнем рисунке образа подчеркивал уродство и нищету). Пристав. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Сват, Красное солнышко; Дон Жуан и Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст"), Партнеры: В. Бианки, Г. Кондратьев, Е. Лавровская, Д. Леонова, Ю. Платонова. Пел п/у Э. Направника.
Выступал в симф. концертах РМО, в камерных концертах исп. романсы, в т. ч. "Светская сказочка" ("Козел") М. Мусоргского (1 -и исп., 1868). Участвовал в петерб. муз.-литературных вечерах. В 1866 вместе с Д. Леоновой гастролировал в Перми, в 1867 — в Рязани. Выступал также в драм. спектаклях на клубных сценах.
В 1870-х гг. зав. муз. отделом в журнале "Всемирная иллюстрация" (печатался под псевд. М. С.). Рецензент оперы "Борис Годунов" и нек-рых романсов М. Мусоргского. Составил список соч. О. И. Дютша (Муз. листок. 1874. № 2).
Соч.: Рихард Вагнер и его музыкальная драма "Тангейзер" // Всемирная иллюстрация. (СПб.), 1875. [Т. 13] № 5; Франсуа Адриен Буальдье. (По случаю столетнего юбилея его рождения) // Там же. 1875. [Т. 13]. № 26; Иоганн Штраус // Там же. 1875. [Т. 14]. № 23; Императорская русская опера; Кузнец Вакула, опера в 4 действиях г. Чайковского // Там же. 1877. [Т. 17]. № 5; Итало Кампанини, тенор итальянской оперы в Петер-бурге // Там же. 1877. [Т. 18]. № 18; Анджело Мазини, первый тенор итальянской оперы в Петербурге // Там же. 1877. [Т. 18]. № 22; Русские композиторы Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский // Там же. 1877. № 312.
Лит.: Галлер К. М. И. Сариотти // Всемирная иллюстрация. — СПб., 1878. № 475. С. 115; М. И. Сариотти. (Некролог) // Нувеллист. 1878, № 3. С. 9; Арнольди Н. К биографии певца Сариотти // Историч. вестник. — СПб.. 1894. апр. С. 304; Нильский А. А. Воспоминания // Там же. февр. С. 365— 369; Кюи Ц. Из моих оперных воспоминаний // Ежегодник имп. театров. Сезон 1899—1900. — СПб., 1900. Прилож. 2. С 11; Его же. Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин. — Л., 1952. С 231, 520; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 249. 601— 602; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С 227—228; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 332; Ларош Г. А. Избранные статьи. —Л., 1976. Вып. 3. С. 373; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. —Пермь, 1987. С 38.
Сариотти, Михаил Иванович
оперный певец СПб. театра; род. 1836, † 30 янв. 1878 г.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия
2009