Большая биографическая энциклопедия - саундерс
Саундерс
(Ioseph Saunders); гравер резцом; работал в Петербурге с 1794 года. Числился гравером его величества при Эрмитаже, с жалованьем в 1200 руб.; 18 авг. 1800 года избран в академики за представленные им гравюры: "Дочерняя любовь" и "Голландское утро". В 1805 г. он занимался гравированием гербов по заказу Герольдии, для чего в этом году к нему откомандировывалось для гравирования по 7 учеников; в 1805 он гравировал Эрмитажную галерею, a в 1815 сделан профессором гравирования при Виленском университете.
Наглер смешивает его с другим новейшим лондонским гравером Георгом Саундерсом. — Самый капитальный лист Саундерса гравюра с картины Фра Бартоломмео; хороши его портреты; но виньетки его очень неровного достоинства: есть и хорошие, есть и очень плохие. Его работы:
1. Портрет кн. Багратиона, 1805 г.; 1-е отпечатки до подписи по бокам герба; 2-е с подписью: "generai Major Prince..."; в 3-х: "Prince Bagration Lieutenant General"; 4-е со стихами: "O как велик..."
2. Памятник кн. Безбородко: "Lvoff invt Rachette ext. — Saunders sc.". 2a. Архитектор Гваренги.
3. B. кн. Екатерина Павловна: "Saunders sc. 1808".
4. А.С. Кологривов: "Incidit Iosephus Saunders Publ. ordin. Imp. Univ. Vilensis Profes-
sor, a consiliis Aulicis Sua Imp. Maj. Acad. Petrop. et Stockholm Sodalis 1815". 1-e отпеч. до подписи; 2-е с подписью, до посвящения; 3-и с посвящением.
5. А.Л. Нарышкин, гравир. с ориг. Ритта в 1801 г. — 1-е отпеч. неконченые; доска y гр. Чапского.
6. Ничковский, с ориг. Рустема; грав. в Вильне, 1818 г.
7. Новерр, венский балетмейстер; при его сочинениях, изданных в 1803 году в С.-Петербурге.
8. Павел I; гравир. в 1801 году. П.Ф. Карабанов рассказывал об этом портрете следующий анекдот. Саундерс желал посвятить свою работу императору, a Александр Львович Нарышкин (который покровительствовал граверу), с тем чтобы получить на это дозволение, положил портрет y себя на стол. Павел часто посещал его в третьем часу. Увидав портрет на столе, он спросил: "К чему это сияние? Зачем оно?" Портрет не посмели выпустить (сообщено кн. А.Б. Лобановым). — Оригинальный портрет в рост, с которого заимствована гравюра Саундерса, находится в Петергофском Английском дворце.
9. Ф. Чацкий: "Wdzieczny Wychowaniec Tadeuszowi Czackiemu". У гр. Чапского.
10. "Souworow présente les bataillons russes à l'Emp. Franсois II... около виена (sic). Gravé sous la direction de J. Saunders". 4°. B Эрмитаже.
11. Гравированный заглавный лист к книге: "Новый росс. Песенник или Собрание разных песен с приложенными нотами и которые можно петь на голосах, играть на Гуслях, Клавикордах, скрипках и духовых инструментах. Изданные Во граде Святого Петра, иждивением Т. Полежаева. 1792 Года". 4° в длину. На этом листе представлены две богини на фигурных пьедесталах, играющие: одна на арфе, другая на виоле; вокруг них оркестр из гениев. Вверху муза с лавровым венком в руке, в котором поставлена монограмма мастера: "IS" (Joseph Saunders). — Описано подробно в редких книгах y Губерти I, 469 и 470.
12. "Charité Romaine. — Dessiné et gravé par J. Saunders d'après l'original de Guide Reni, dans la Galerie de Son Altesse... le Prince Besborodka 1799. — Publié..." B лист.
13. Брадобрей, с ориг. Schalken'a; в лист. 1-e отпеч. прежде всякой подписи; 2-е с посвящением гр. Кутайсову; 3-и с именами мастеров и означением: "De l'Hermitage de S. M. Imperiale. Ecole Hollandaise... 1796". B 4-х подпись уничтожена и заменена следующей: "Цирюльник... приложена к 1-му вып. журн. Вестн. Изящ. Искусств 1888 года".
14. "Le lever hollandais". Внизу орел и подпись: "Peint par Mieris — Grave par J. Saunders". 1-e отпечатки до подписи. У Х.Х. Гиля; 2-е с подписью: "Утро голландской дамы" приложены к 4-му вып. жур. Вестн. Изящ. Искусств 1889 г.
15—17. Три картинки в: "Анакреонтические песни Державина": 1) Заглавный лист с бюстом Анакреона: "Гравировал Сандерс". 8°; 2) Картинка: Амур подносит Венере сердце: "Tonci del. Saunders sculp."*; 3) Венок из 12 амуров: "J. Saunders fet".
18. "L'amour... peint par G. Reni. — Gr. par Saunders 1802".
19. Одна доска в Атлас Сарычева: "Якутской Шаман призывает Духов для излечения больного. — Гравировал Англичанин Сандерс Гра: Его И. В. 1803"; в лист.
20 и 21. Два заглавных листа с виньетками в Описание С.-Петербурга Реймерса, S.-Pbg., 1805: 1) с обелиском Румянцова: "J. Saunders sculpsit et scripsit"; 2) c памятником Суворова: "Рис. Шустов. Грав. Сандерс". 1-е отпеч. до подписи; в Эрмитаже.
22. Виньетка, представляющая Милосердие: "Raeder del — J. Saunders sc.", — на заглавном листе: "Beschreibung der Kayserl. Institute zu St.-Petersburg".
22a. "Koehler, Dissertation | sur le | Monument de Comosarye | ... à St.-Petersbourg | MDCCCV. | J. Saunders sc.". Гравированный заглавный лист с тремя монетами.
23. Заглавный лист: "Правила поэзии" (Остолопова). Внизу виньетка: Орфей, играющий на лире: "Гр. Сандерс". 8°.
24—30. Семь картинок к лирическим сочинениям Василия Капниста; СПб., 1806. 8°: 1. Фронтиспис — Амур подносит Минерве лиру: "Рис. Шустов. Гр. Сандерс"; 2. Молния убивает крамолу в виде змеи (те же подписи); 3. Русский Геркулес уничтожает гидру (то же); 4. Время сламывает свою косу о пирамиду с вензелем Екатерины II (то же); 5. Памятник Суворову (то же, — имя Шустова затерто). Эта доска взята из Реймерсова Опиеания Петербурга. — 6. Женщина, бросающаяся со скалы: "Ри. Иванов — Гр. Сандерс"; 7. Египетские пирамиды (те же подписи).
31. Виньетка: "Диоген в бочке: Сочин. А.А. рисовал А. Егоров. Гравировал Сандерс". 8°. К III ч. книги: "Ключ к таинствам натуры", соч. Эккартсгаузена.
32—34. Три виньетки к трем частям книги: "Собрание стихотворений Анны Буниной, СПб. 1809": 1) Певец с лирой в руке, плывущий по морю на дельфине; внизу монограмма: "18 S... 09", и подпись: "Лира спасла меня от потопления". 1-е отпечатки этой картинки помещены в книге: "Неопытная муза. А. Б. СПб., 1809". — 2) Заголовок: "о | счастии | дидактическое стихотворение | А.Б.". Внизу виньетка: Амур, спящий y водопада, с якорем под мышкой; на него дуют три зефира: "J.S. Vilna 1810". 2.2 х 4.3. — 3) Заголовок: Орфей, играющий на лире среди зверей: "Гр. Сандерс. Рис. Михайлов". 2.6 х 4.
35. Виньетка: счастливые любовники в объятиях друг друга; внизу слева целующиеся голубки: "Gravé par J. Saunders St.-Petersbg".
36. Пустьшник, спасающийся от льва: "Gravé par J. Saunders graveur de S. M. I. à
l'Hermitage et Senat; d'apres un Esquise par Egoroff ".
37. "Madonna della Misericordia..."; огромная доска с картины Фра Бартоломео, находящейся во Флоренции. Самое капитальное произведение Саундерса и первоклассная гравюра. 1-е отпечатки до подписи; 2-е с подписью: "Fra Bartolommeo dip. — Carlo Fanucchi dis. — C. Gius. Saunders inc. — A Sua Altezza Reale l'Infante Carlo Lodovico Luca di Lucca. — Carlo Fanucchi D.D." — B моем собрании есть пробный "не совсем конченный" отпечаток*.
38—85. 48 картинок для Эрмитажной галереи, изданной Лабенским в 1805 г., в двух томах, в лист; здесь прилагается описание этого издания вполне. Каждый том состоял из 3 тетрадей. Издание по публикации должно было выходить в трех видах: 1) на веленевой бумаге, прежде подписи, по 25 руб. (все издание 150 руб.); 2) на веленевой, с подписями, по 20 р. и 3) на простой бумаге по 15 руб. Отпечатано было только одно издание с досок прежде подписи, т. е. без означения сюжета картин, но с подписями мастеров и с именем живописца, писавшего картину; но отпечатки были сделаны: 1. В лист на ватманской бумаге; 2. На простой белой, 4°, и 3. На простой синеватой бумаге; тоже 4°. Всего в обоих томах 75 картин, гравированных в контурах и занумерованных сверху, a кроме того, во главе томов приложены портреты: Екатерины II и Александра I; в конце каждого тома приложено оглавление гравюр; текст при каждой картинке на французском и русском языках. Доски этого издания хранятся в Эрмитаже; там же хранятся и еще 22 доски, как сказано ниже, неизданных.
I Том: а. Портрет Екатерины II, в рост с известного оригинала Лампи, с подписью: "Reichel del. — Labensky direx — Saunders sc. | — Catherine II". — б. Гравированный заглавный лист, с следующим титулом: "Galerie de l'Hermitage | Gravée au rait d'après les plus beaux Tableaux | quil la composent. | Avec la description Historique | Par | Camille de Genève. | Ouvrage approuvé par | S.M. I. Alexandre Ier | et publié par | F.X. Labensky | Sanders | scripsit et sculpsit. | Tome Ire | avec permission de la Censure | à St.-Petersbourg chez Alici Libraire de la Cour, et à Londres chez Boydell. | de l'Imprimerie de Schnor. | MDCCCV". — Следует посвящение императору Александру I, текст к картинкам (французский и русский) и самые картинки:
"Pl. 1. | Raphael. | Святое семейство; Labensky direx. — Sanders sc.
Pl. 2. Отцелюбие римлянки: P.P. Rubens | Pl. 2. — Labensky direx. — Sanders sc.
Pl. 3. | N. Poussin; Танкред и Эрминия; Labensky direx. — Sanders sc.
Pl. 4. | Rembrandt; Жертвоприношение Авраамово; с теми же подписями мастеров.
Pl. 5. | L'Albane; Благовещение; Reichel del; то же.
Pl. 6. | Leonard de Vincy; Священное ceмейство; то же.
Pl. 7. | Fra Bastiano del Piombo; Портрет кардинала Паулуса; Reichel del.; то же.
Pl. 8. | Fs. Mieris; Голландское утро; то же.
Pl. 9. | N. Poussin; Армида и Ринальд; то же.
Pl. 10. | Le Corrège; Обручение св. Екатерины; Reichel del. — то же.
Pl. 11. | Le Dominiquin; Священное семейство и Превечный; Reichel del.; то же.
Pl. 12. | Salvator Rosa; Демокрит и Протагорас; то же.
Pl. 13. | Paul Veronese; Иисус Христос мертвый; то же.
Pl.14. | Van Dyck. | Франциск Снейдерс с женою; то же.
Pl. 15. Paul Potter; Охотник, остановившийся перед кабаном; то же.
Тетрадь II
Pl. 16. | Le Sueur; Смерть св. Стефана; Reichel del. — Labensky direx. — Sanders sc.
Pl. 17. | N. Poussin; Святое семейство; те же подписи.
Pl. 18. | Le Corrège; Богоматерь, предлагающая грудь Младенцу Иисусу; то же.
Pl. 19. | Le Sueur; Дарий повелевает открыть гроб Никотрисы; то же.
Pl. 20. | Van Dyck; Мучение св. Севастьяна; то же.
Pl. 21. | Barroche; Богоматерь и Младенец Иисус; то же.
Pl. 22. | Le Guide; Совещание церковных учителей; то же.
Pl. 23. | A. Carrache; Богоматерь с Младенцем Иисусом; то же.
Pl. 24. | Salvator Rosa; Игроки; то же.
Pl. 25. | С. Maratte; Портрет папы Климента IX; то же.