Большая биографическая энциклопедия - щапов афанасий прокофьевич
Щапов афанасий прокофьевич
проф. русской истории, магистр Казанской дух. акад., историк и публицист; † 27 февр. (? марта) 1876 г.
{Половцов}
Щапов, Афанасий Прокофьевич
(1830—1876) — один из крупнейших русских историков, основоположник мелкобуржуазной концепции рус. исторического процесса. Род. в семье пономаря с. Анги Верхоленского уезда, в 224 км от Иркутска. Мать Щ. была буряткой; через нее Щ. был связан с колониально эксплуатируемой массой сибирского населения, жившего под тяжестью двойного — национального и феодального — гнета российского царизма. Происхождение и местные сибирские связи Щ. повлияли на образование его федералистических взглядов и определили его враждебное отношение к военно-феодальному строю и бюрократической централизации царской России. В исключительно тяжелых условиях прошло учение Щапова в бурсе и семинарии. В Казанской академии Щ. увлекся естествознанием, но мог серьезно заняться им только много позднее, начиная с 1863. Развивавшиеся общественные интересы Щ. в это время еще не освободились от налета церковности. Смешение либерализма, и клерикализма характерно и для диссертации Щ. "Русский раскол старообрядства" (1858). Приглашенный в 1860 читать лекции в Казанском ун-те, Щ. начал курс вступительной лекцией, которая "произвела общий восторг студентов" и в то же время привлекла настороженное внимание администрации и 3-го отделения, не одобривших "тон оной". Щапов сближается с радикально настроенными студентами, читает на их собраниях доклады политического содержания, пишет противоправительственные статьи о конституции. Расстрел крестьян в селе Бездна в 1861, вызвавший огромное возбуждение в демократических кругах России, был отмечен в Казани панихидой (16 апреля 1861), на которой Щ. произнес горячую речь, закончившуюся возгласом: "Да здравствует демократическая конституция". За это выступление Щ. угрожала ссылка в монастырь. Левая общественность во главе с Чернышевским на этот раз отстояла его, но дальнейшая научная и общественная деятельность Щ., охарактеризованная известным реакционером Муравьевым, как "настоящий коммунизм", имеющий своей целью "все поднять для какой-нибудь новой пугачевщины", привела к обвинению Щ. в сношениях с эмиграцией и к высылке его в Иркутск (1864). В петербургский период жизни (с 1861) Щапов сначала последовательно развивает общинно-федералистические взгляды, а затем в последний год перед ссылкой подвергает их пересмотру под углом зрения "естественно-научного", материалистического объяснения истории. В ссылке тяжелые материальные условия, полная отрезанность от научной и общественной жизни страны, наконец развившийся у Щ. вследствие этого алкоголизм, кладут фактически конец развитию его как историка; работы последних лет жизни Щ. не имеют самостоятельного значения.
Политические взгляды Щапова окончательно оформляются к началу 60-х гг. Учитывая остроту аграрного вопроса и революционность обстановки ("земля вызовет народ к восстанию и к свободе"), он надеялся, что угроза новой пугачевщины заставит правительство дать народу демократическую конституцию. В записке, составленной в тюрьме (май 1861) и поданной Александру II, Щ. предлагал произвести политическое переустройство России на началах федеративной связи автономных областей ("областные советы", возглавляемые "центральным советом", или "земским собором"), широкого самоуправления общин, выборности всех властей, равенства политических прав и т. д. Эти формы "гражданской жизни", якобы представляющие собой только последовательное развитие исконных начал народного "самоустройства", были, по мнению Щ., наиболее близки понятиям крестьянства, и потому последнее полностью и навсегда "сольется с ними", если интеллигенция в момент политического "пробуждения" народа осуществит "единение" с ним и возьмет на себя "нравственную диктатуру" (см. "Новая эра. На рубеже двух тысячелетий", прибавление к № 5 "Современного слова", 7 января 1863). Демократическая конституция, устраняя с пути хозяйственного развития крестьянства все феодальные помехи, сама по себе, без каких-либо социалистических преобразований способна создать, по мнению Щ., строй, согласный с "законами природы", разума, свободы, братства и равенства. Непонимание исторической роли пролетариата как гегемона революцрии и вождя крестьянства, колебания между убежденностью в необходимости крестьянской революции и верой в возможность демократического преобразования России без революции, преклонение перед формальной демократией, ошибочность оценки радикальной интеллигенции как вождя крестьянства, игнорирование классовых противоречий внутри "земских миров" — характеризуют мелкобуржуазную ограниченность взглядов Щапова и неспособность его понять социальное и историческое значение западноевропейского рабочего движения; учет всего этого позволил революционным демократам его времени (например Чернышевскому) занять более правильные позиции.